was successfully added to your cart.

Ценности — это то, что мы считаем важным, это наши внутренние критерии качества жизни. Это наши собственные ментальные конструкции, которые фильтруют для нас события на важные и неважные, полезные и вредные, нужные и ненужные, правильные и неправильные. Примерами ценностей могут быть не всегда отчётливо вербализуемое, но всегда уверенное и развёрнутое внутреннее отношение человека к таким понятиям, как здоровье, семья, свобода, закон, успех, духовность и т.п. Человек читает себя счастливым, когда его ценности реализованы, развёрнуты, когда он видит прямое соответствие между внутренним представлениями о том, как всё должно быть и проявлениями внешней реальности. По сути, всё наше внешнее поведение определяется глубинными установками, подводными течениями внутри сознания, которые мы зовём нашими ценностями.

Вокруг ценностей люди объединяются в группы. Нам легче общаться с теми, в ком мы видим близкое сходство в составе и в определении ценностей. Ценности становятся предметом жарких споров и разногласий, если то, что наша группа считает важным, другой группой людей не признаётся таковым. Ценности содержат в себе много мотивирующей силы как для достижения, так и для избегания. Мы равнодушны к тому, что нам кажется не важным, но то, что прямо резонирует с нашими ценностями, приводит нас в состояние живейшей, направленной и мотивированной активности.

В силу того, что технологическая революция последних лет стала мощным катализатором для личного и социального развития, учёным удалось распознать смену эволюционных этапов мировоззренческих систем, которые в наши дни разворачиваются на протяжении одного поколения, а ранее занимали время нескольких поколений, что затрудняло возможность их обнаружить.

Последние исследования социологов, психологов, антропологов говорят о том, что состав ценностей в человеческой системе проходит в исторической динамике несколько эволюционных этапов, разворачиваясь от простого к сложному. На каждом этапе набор актуальных ценностей составляет систему фильтров, формирующих т.н. мировоззрение — способ мыслить, выносить суждения о реальности и взаимодействовать с ней. Выделяют следующие эволюционные этапы мировоззрений: архаическое, магическое, героическое, догматическое, рациональное, плюралистическое, потоковое, интегральное. Эта модель тщательно проработана в рамках интегральной Спиральной Динамики.

Теперь у нас есть инструменты, которыми мы можем замерить состав базовых групп ценностей в человеческой системе, создав тем самым условия к тому, чтобы использовать мотивирующую силу ценностей. Мы можем реализовать т.н. управление по ценностям, создавая внутри социальной группы условия для предельной вовлечённости каждого человека в общее дело. Это становится возможным при формулировании свойств поставленной задачи на языке актуального мировоззрения человека.

Таким образом, мы можем оказывать содействие формированию организаций, социальных групп, которые выстроены по принципу живой, самоорганизующейся системы, внутри которой ценности каждого участника будут гармонизированы и сонаправлены. В этом случае люди смогут быть максимально вовлечены в общее дело и будут реализовывать своё мастерство наилучшим образом. Такие организации будут обладать предельной гибкостью к изменениям внешних условий, поскольку каждый участник будет осознавать важность своего вклада и будет ответственно подходить к решению возникающих задач. В таких человеческих системах эволюция ценностей человека будет разворачиваться в своей естественной здоровой форме.

 

Автор: Анатолий Баляев.