was successfully added to your cart.

Цветовая дифференциация персонала

Автор: Наталья Гульчевская.

Замечали ли вы, что некоторые отделы вашей организации говорят на разных языках? Бухгалтерия, отдел продаж, IT-отдел – как будто из разных миров? И при этом мир IT как правило самый дальний и непонятный…

Как найти взаимопонимание? Как понять причины того или иного поведения, спрогнозировать реакцию и найти наилучшие подходы для убеждения и мотивации конкретного человека?

Также данная тема может быть полезна HR-специалистам и руководителям, подбирающим персонал. Как найти людей, максимально вписывающихся в существующую организацию? Или, наоборот, как «обновить» штат или «условия жизни», чтобы сдвинуть компанию на новый уровень?

Ответы на эти вопросы могут быть прояснены с помощью теории спиральной динамики, которую сейчас ставят в один ряд с теорией систем и теорией хаоса. Автором теории является американский профессор психологии Клэр У.Грейвз, развитие теория получила благодаря его последователям Дону Беку и Крису Ковану, чья книга «Спиральная динамика: управляя ценностями, лидерством и изменениями в XXI века» доступна и на русском языке.

Что такое Мем и цМем?

Если словосочетание в начале заголовка вызвало у вас узнавание, возможно улыбку, ряд ассоциаций – вы вспомнили определенные образы, характерные звуки и главное – атмосферу – значит вам знаком этот Мем. А может быть не знаком этот, но хорошо узнаваем другой – например, обыкновенное число 42 – может вызывать какие угодно ассоциации, но у части людей включает в себя целую философию мира и стиля жизни… И список примеров можно продолжать до бесконечности – сколько было поколений, социальных, этнических, профессиональных групп – столько наборов Мемов можно найти.

Мемы – это «самотиражирующиеся паттерны информации, которые распространяют сами себя…» (Ричард Доукинз). Как пишут Дон Бек и Крис Кован, «подобно интеллектуальному вирусу, Мем размножается через различные концепции, такие как стили одежды, новые слова в языке, стандарты популярной культуры, архитектурный дизайн, формы искусства, религиозные выражения, социальные движения, экономические модели и моральные императивы относительного того, как должна строиться жизнь». Более обобщенным уровнем Мемов являются цМемы – ценностные Мемы, динамичные структуры, связанные с условиями жизни, определяющие нашу систему ценностей и убеждений, и влияющие на принятие решений.

Спиральная динамика цМемов

Не углубляясь в подробности, опишем основные идеи, необходимые для понимания и применения спиральной динамики.
Под влиянием Условий жизни (УЖ) цМемы имеют тенденцию изменяться в определенной последовательности («развиваться, подниматься вверх, регрессировать или затихать в итоге»). Причем как исторически (в поколениях людей, в отдельных странах), так и в процессе жизни человек проходит через различные уровни. Доминирующий на данный момент уровень определяет мировоззрение и поведение человека. Все пройденные ниже уровни доступны ему и могут проявляться в различных ситуациях. Уровни более высокого порядка недоступны для понимания и принятия, вызывают сопротивление до тех пор, пока Условия жизни не изменятся и человек не будет готов к переходу.

Для простоты применения, уровням цМемов присвоены цвета, ассоциативно отражающие специфику данного уровня. Кроме того, на спирали можно выделить два полюса – «Я» и «Мы», и эти полюса последовательного сменяются. Первые 6 уровней составляют первый порядок спирали, цМемы «Существования», и далее начинаются уровни второго порядка цМемы «Бытия».

Итак, начнем путешествие с самого первого уровня – БЕЖЕВОГО, на полюсе «Я». Это уровень выживания, характерный для первобытного человека, сейчас встречается у младенцев, людей с психическими заболеваниями и у жертв войны. Актуальны только базовые потребности – в пище, воде, тепле, сексе и безопасности.

С увеличением силы и знаний, люди переходят к полюсу «Мы», на ФИОЛЕТОВЫЙ уровень, начинают объединяться в семьи, кланы, команды. Ритуалы, а также почтение священных мест, объектов, воспоминаний, помогают сохранять мир и уют. Этот «магический» и «семейный» цМем актуален и по сей день в семьях, где чтут традиции, в корпорациях «семейного» типа, в спортивных командах. Если у вас на столе стоит семейная фотография, на холодильнике – магнитик из путешествия, а на брелке – охранный амулет, то это проявления фиолетового уровня.

И наступает время, когда в племени вырастают сильные Альфы, жаждущие завоеваний. И начинается культ Силы, КРАСНЫЙ уровень, полюс «Я», ярко выраженный эгоцентризм. Каждый из нас проходил этот уровень в 2-3 года, и возможно в подростковый период, и на «диком рынке» этот уровень доминирует по сей день. У кого сила и деньги – тот и прав. Часто отдел продаж базируется именно на этом уровне.

При накоплении силы и власти возникает потребность в стабильности и порядке, и тогда общество переходит на СИНИЙ уровень, полюс «Мы», вернее даже «Система». Синие организации иерархичны и четко структурированы, жесткая дисциплина и самодисциплина естественны. Каждый знает свое место и работает во имя великой цели. Яркий пример – церковь и военные организации, традиционная школа и госпредприятия, бухгалтерия и кадровое делопроизводство. Если в вашей компании только начинают вводить должностные инструкции и электронные ключи для контроля времени работы – значит вы в начале перехода на синий уровень.

Синяя иерархия или разрушается спадом на красный уровень (как неоднократно было в нашей стране), или переходит на следующий уровень – ОРАНЖЕВЫЙ, создаваемый предпринимателями и «достигаторами». Мир полон ресурсов и возможностей, в соревновании побеждает тот, кто производит впечатление наиболее успешного. Оранжевый стремится к саморазвитию: сертификационные тренинги, мотивационные семинары, персональный коучинг необходимы, чтобы быть в числе лучших.

Гонка за успехом иногда приводит к внезапному пониманию, что есть более приоритетные ценности, и спираль опять качается в сторону «Мы» — на ЗЕЛЕНЫЙ уровень. Команда, взаимопонимание, социальная сеть выходят на первый план. Равные возможности для развития и роста каждого, защита прав человека и экологии в целом важнее, чем экономическая выгода. Зеленый уровень типичен для социальных проектов, и все больше проявляется в северо-европейских организациях.

Следующие уровни начинают второй порядок спирали, цМемы «Бытия».

ЖЕЛТЫЙ уровень, по оценке Д.Бека и К.Кована, начал зарождаться лет 50 назад, с появлением глобальных информационных технологий, теории хаоса (синергетики). Желтый гибок и свободен, он готов учиться в любое время и из любого источника, «подстраиваясь» под уровни первого порядка. На первый план выходят интерес и творчество, компетентность и функциональность, обретение личной свободы без ущерба другим. Желтому легче понять и принять людей и организации с доминирующими уровнями первого порядка, чем наоборот, быть принятыми ими. Часто этим и обуславливается сложность адаптации талантливых IT-специалистов в «красных» и «синих» организациях.

БИРЮЗОВЫЙ уровень пока еще редко встретишь в обычных организациях, а хорошую его иллюстрацию (переплетение симметричных вторых уровней спирали – бирюзового и фиолетового) можно увидеть в фильме Дж. Кэмерона «Аватар». Все пронизано энергией и информацией, и последствия моих действий глобальны. Отблески бирюзового проявляются в нашей повседневной жизни в том, что каждое новое поколение детей легче и быстрей осваивает современные информационных технологии, сразу интуитивно зная, какие действия необходимо совершать.

Конечно, описания уровней здесь приведены лишь тезисно, для углубления в тему можно почитать книгу, статьи литературного редактора русского перевода Анатолия Баляева, а также материалы других исследователей. Кроме того, Дон Бек уже неоднократно собирается в Москву для проведения тренинга, так что есть шанс лично пообщаться с автором.

Практическое применение

Итак, если картинка спирали прояснилась, посмотрите сквозь весь этот спектр на организацию, в которой вы работаете, на различные отделы и сотрудников, наконец, на себя. Вспомните другие организации, в которых вы работали. Становятся ли более понятны причины конфликтов и противоречий? Причем противоречий почти непримиримых, так как они возникают на основе ценностей и убеждений, а не объективных фактов, и, соответственно, не подлежат аргументации.
Будет интересно рассмотреть примеры организаций с ярко выраженными доминирующими уровнями в ваших комментариях.

Диагностика – это первый шаг к применению теории спиральной динамики на практике. Следующий, уже более практический шаг – это прогноз. Зная доминирующий в текущее время уровень (или смешанные уровни), можно предугадывать реакцию на ваши предложения и идеи.

Еще более полезный шаг – заранее предугадав эту реакцию, переформулировать ваши предложения на ценностный язык соответствующего уровня. Например, вам нужны аргументы для приобретения нового программного обеспечения.

    1. «По данным конкурентной разведки, лидер рынка использует это программное обеспечение, и сейчас у нас есть возможность купить его по самым выгодным условиям. Образно говоря, пока наши конкуренты могут позволить себе только «Девятку», мы покажем им свою силу, обогнав на «Мазератти»»,

 

    1. «Мы уже много лет сотрудничаем с поставщиками этого программного обеспечения, которое доказало свою стабильность и надежность. Для обеспечения совместимости с системами головного офиса, нам необходимо совершить закупку следующей версии…»,

 

    1. «Нашим главным конкурентным преимуществом является использование новейшего, самого современного программного обеспечения. Закупив его сейчас, мы займем лидирующую позицию на рынке и рост прибыли на 20%».

 

Думаю, вам легко будет определить, к какому уровню обращены эти аргументы. Добавляйте ваши примеры в комментариях.

Еще одно применение – набор персонала. На собеседовании с программистами мы «прислушиваемся» к ценностному уровню кандидатов, задавая им простой вопрос – «Представьте, как если бы Вы уже работали в проекте, и через 3-4 месяца Вы оглядываетесь назад — что было самого важного для Вас в этом?» Также ценности и убеждения слышны и в других ответах кандидата, стоит лишь фокус внимания направить сквозь спектр спирали.

Если Вы руководите компанией, то можете не только подобрать персонал, соответствующий вашему видению, но также, обеспечив соответствующие «условия жизни», усилить проявление желаемого уровня. Техниками «многоцветного менеджмента» я поделюсь в следующем топике.

Изначально статья опубликована здесь.

Об авторе:

Наталья Гульчевская.

Сертифицированный коуч и ассистент Erickson College International (Канада)
Тренер личной и командной эффективности

Кандидат психологических наук
Проводит коучинг IT-команд, разработчиков и руководителей
Директор по развитию и коуч ЗАО Perfect Vision Soft

Сайт:
gulchevskaya.ru

  • Но зато каменты на форуме и под постом синхронизируются!