was successfully added to your cart.

Красный. Четвертая неделя марафона НЭМ. Расширение за пределы привычного, ломка границ, познание мира, смелость желать. Право на собственное мнение, на непохожесть на других, желание победить, невзирая ни на что. Теплая, мужская струна, на которой можно собрать всю свою волю, чтобы сделать решительный прыжок к цели. В здоровом варианте – сила, мужество, власть, свобода и радость победы, в подавленном, скрытом – агрессия, зависть, злоба, пакостничество, злопамятность и домашнее насилие.

ИНСАЙТ 1. Эго зарождается на красном уровне.

 

ЛИЧНОЕ

Ребенок впервые начинает проводить границы: эти вещи мои, а эти не мои, с удивлением осознавая, что не все вещи в мире принадлежат ему. Дочка однажды выцарапала на кухонном столе свое имя – я собралась ее отругать, а потом вспомнила свое мучительное желание в детстве оставить свой след на вещах, таким способом показать миру, что они принадлежат мне. Полированного шкафа, на котором голубым восковым мелком написано «Оля», давно уже нет в живых, но только сейчас сложилась картинка, для чего это было нужно. Похоже, из таких же детских мотивов рождается культура граффити и желание подростков расписывать стены в подъездах.

БИЗНЕС

Видимо, в красном коренятся и основы брендинга (который родился, кстати, как маркировка скота скотовладельцами – у каждого было клеймо своей формы, которое ставили на животных, чтобы отличить их и их мясо после забоя). Стремление компаний оставить свой логотип везде, где возможно, «заклеймить» своим именем, раскрасить мероприятие и весь мир своими фирменными цветами, желание выделиться в конкурентной борьбе – все это проявления здорового красного эго на уровне компании.

ИНСАЙТ 2. Красный – это внутреннее ощущение свободы, права бросить вызов и иметь собственное мнение.

 

ЛИЧНОЕ

Вспоминается героиня Джулии Робертс из фильма «Сбежавшая невеста» — когда Ричард Гир спрашивает ее: «Мэгги, какие яйца ТЫ любишь есть на завтрак?», и она осознает, что всегда ела яйца так, как любили есть ее мужчины, но даже сама не понимает, как нравится ей самой. Право и способность услышать свое желание – фундаментально новая степень свободы. У многих из нас она скрыта за бесчисленными слоями «надо», «следует», «принято» и «должна», и может потребоваться кропотливая работа коуча или психотерапевта, чтобы докопаться до своих истинных желаний и впервые признаться себе в их существовании.

БИЗНЕС

На праве быть другим рождаются инновации, прорывные технологии, товары и услуги. Умение «выйти из матрицы» и смелость иметь особое мнение однажды привело к появлению телефона, умных часов, копировальных аппаратов, двигателей внутреннего сгорания и мембранных тканей. Google, Amazon, SalesForce, Zappos – все эти компании смогли сказать «нет» традиционному способу ведения бизнеса и навсегда изменили правила игры. В одной из книг по маркетингу (если не ошибаюсь, у Филиппа Котлера) прозвучало интересное замечание, что по-настоящему революционные товары и услуги никогда не создавались на основе обратной связи от клиентов – это всегда работа собственного отдела исследований и разработок. Клиенты могут подсказать, как сделать существующий товар удобнее, комфортнее или приятнее в использовании, но прорывные инновации всегда рождаются изнутри, на красной энергии компании.

ИНСАЙТ 3. Красный есть в каждом из нас, хотим мы этого или нет. Если есть пространство для его здорового выражения, он становится мощным источником энергии для движения вперед, если такой возможности нет, он прорывается через негативные пассивные формы.

 

ЛИЧНОЕ

Почему такое большое количество людей ищут острых ощущений в жизни? Горные лыжи, сноуборды, прыжки с парашютом, драгрейсинг, мотокросс, альпинизм, спелеология, рафтинг и прочие экстремальные удовольствия дают удивительное ощущение свободы и победы над собой, над своими слабостями и страхами, и позволяют экологично для окружающего мира прожить «путь героя», почувствовать торжество собственной силы.

Без красной волны не обходится ни один спорт – начиная от бокса и большого тенниса и заканчивая шахматами. Обращали внимание на лица спортсменов во время боя или подачи? Это живое воплощение красной мощи – и тот, кто сам занимается спортом, и тот, кто присоединяется к этому ощущению, болея за любимую команду, позволяют раскрыться своему здоровому красному.

Вспоминается чудесная фраза из любимого фильма «Хороший год», когда дядя Генри утешает маленького Макса после проигрыша в теннисном матче: «Придёт время, и ты поймёшь, что человека учат не победы. Часто проигрыши становятся источниками мудрых мыслей. В числе которых и та, что побеждать намного приятнее.» Здоровый, реализованный красный дарит гордость за себя и радость победы.

С другой стороны, в современном обществе существует масса запретов на реализацию своего красного, особенно для женщин. «Ты же девочка», «девочка не должна», «хорошие девочки так себя не ведут» — и красный уходит в подполье, превращаясь в скрытую агрессию, зависть, обиды, а со временем приводит к перееданию, инфарктам и эмоциональному насилию над детьми.

БИЗНЕС

Здоровое желание победить в конкурентной борьбе приводит к хорошему пониманию рынка и своего места на нем, к внимательной конкурентной разведке и адекватности ценовой политики.

Нездоровый, болезненный красный история бизнеса помнит как «лихие 90е», когда дела перемешивались с кровью, как ценовые войны, когда желание «задавить» конкурентов приводило к истощению всех участников рынка, а «рекламные битвы» переходили границы уважения компаний друг к другу.

Здоровый красный в коллективе может звучать как в соревнованиях на корпоративе, так и в мотивационных играх, где, скажем, сотрудники отдела продаж соревнуются за какой-то привлекательный приз. Все читали историю про то, что в некоторых японских офисах стоят чучела начальников, которые можно побить в трудную минуту. Такое сложно себе представить в офисе российской компании, но если выхода этой красной агрессии нет, появляются сплетни, интриги и затаенные обиды.

Вытесненный красный может также породить желание украсть то, что нет возможности взять честно. Советская культура «несунов», у которых «гуталина – Во, потому что дядя на гуталиновой фабрике работает», видимо, как раз является формой протеста против невозможности что-то изменить в системе. Воровать можно не только продукцию и сырье – ответом на «офисное рабство» и невозможность осознанно распоряжаться своим временем может быть «сидячая забастовка», когда сотрудники работают только из-под палки, а без бдительного надзора начальника тут же начинают раскладывать пасьянс или пропадают в соцсетях.

ИНСАЙТ 4. Чувство юмора рождается на красном.

 

ЛИЧНОЕ

Опять две стороны медали – едкий сарказм, ерничанье и желание язвить (а ведь оно от слова «уязвленный», обиженный!) – на одной стороне медали и здоровый, веселый и свободных смех – на другой. «Хорошо смеется тот, кто смеется последним» — теперь эта поговорка однозначно приобретает красный оттенок и объясняет связь между юмором и красным.

Искренне смеяться, веселиться и юморить может тот, кто чувствует внутри определенную степень свободы – от условностей, традиций или общепринятых норм, может «выйти из матрицы» и посмотреть на ситуацию сверху. По сути, мы смеемся тогда, когда наши ожидания расходятся с действительностью, и при этом ничего страшного не происходит. Падающий в лужу малыш ждет реакции родителей, прежде чем заплакать или рассмеяться. Если мама бежит с испуганным лицом, малыш сразу чувствует боль, холод, страх, что будут ругать за испорченную одежду, и начинает реветь. Если мама обнимает перепачканного грязью человечка и говорит, что ничего страшного не случилось, что одежду можно постирать, а лицо умыть, ОБЛЕГЧЕНИЕ, что опасность миновала и все закончилось хорошо, заставляет обоих весело смеяться.

Это же ощущение красной победы над обстоятельствами заставляет нас со смехом рассказывать какое-то приключение, например, в путешествии — как было страшно, как все пошло не по плану, но в конечном итоге я оказался сильнее обстоятельств, и теперь мы можем вместе посмеяться над этим.

БИЗНЕС

Здоровый юмор может помочь сплочению команды. Многие состоявшиеся бизнесмены любят со смехом вспоминать: «А помнишь, как все начиналось…»  — как все было сделано на коленке, как ночью дежурили в офисе, потому что не было денег на охранника, как палкой мешали раствор, потому что не было оборудования – у каждого бизнеса будет своя история со смешными моментами. Совместно пережитые истории совместного преодоления трудностей могут сплотить компанию вместе и стать источником силы в трудные времена.

ИНСАЙТ 5. Красный вспыхивает внезапно. Контролируемый доступ к этому ресурсу высвобождает огромную энергию и силу, неконтролируемый может быть разрушительным и жестоким.

 

ЛИЧНОЕ

Порой за рулем сложно удержаться от красных всполохов, правда? Тут же просыпается внутренний бандит, который хочет обогнать, преградить дорогу и навалять обидчику, который подрезал и чуть не спровоцировал аварию. Грубое слово или толчок в транспорте вызывают инстинктивное желание ответить тем же – безобразные автобусные скандалы или препирательства на тему «зачем Вы тут стоите, если не выходите» происходят в общественном транспорте с завидной регулярностью и предсказуемостью.

Похоже, что «лекарством» от неконтролируемых вспышек красного также является осознанность – способность на секунду мысленно остановиться и «дать дорогу дураку» спасла на дорогах множество жизней. Осознанный уход от красного конфликта – это не обидное поражение, которое потом неделями мысленно перевариваешь в голове, на разные лады повторяя, как надо было ответить обидчику, а взгляд на ситуацию с высоты более зрелых уровней.

БИЗНЕС

Бизнес не обходится без сложных переговоров, без конфликтов между сотрудниками, без сложных ситуаций с клиентами. На красном уровне вредом считается только то, что наносит ущерб мне. Капелька осознанности и умения встать на точку зрения противоположной стороны, даже когда она кипит праведным гневом, способность увидеть картину с другой стороны, присоединиться и вывести полыхающий красный к здоровому разрешению конфликта – великое умение, за которым стоят большие продажи, долгосрочные отношения и лояльные клиенты.

Развитие эмоционального интеллекта и осознанности сотрудников – это ключ  к оздоровлению красного в компании и лучшая профилактика конфликтов, уход из парадигмы «бить или быть битым» в новое измерение.

___________________________________________

Об авторе статьи: Ольга Гусева, управляющий партнер консалтинговой компании Integria Consult, стратег и тактик развития клиентоориентированности компаний и лояльности клиентов.