was successfully added to your cart.

ОБ АВТОРАХ:

БАЛЯЕВ Анатолий Николаевич
[info]abbefromru
Мастер и Тренер НЛП, специалист по Эриксоновскому гипнозу, писатель, коуч, автор статей по Спиральной Динамике, создатель интернет-проекта metalevel.ru, посвященного Спиральной Динамике, менеджер, бизнес-консультант, руководитель ряда проектов в области информационных технологий.

ЕВДОКИМОВ Петр Владимирович
[info]noeticdynamic

Учредитель Российского Института Спиральной Динамики (www.spiraldynamics.ru), сотрудник Международного Ноэтического Института и член группы International Noetic Network, исследователь сознания, коуч, автор статей по Спиральной Динамике, создатель модуля Спиральной Оценки Персонала (HR).

 

Построена ли система уровней спиральной динамики по принципу холархии? Необходимо ли для того, чтобы находиться на, скажем, зеленом уровне иметь доступ и комфортно себя чувствовать на всех предыдущих уровнях, включая красный? Другими словами — если я люблю всех и каждого, то должен ли я для этого быть способным и уметь дать в морду?

Напомним, что принцип холархии, или еще говорят холоархии, считается характерным и неотъемлемым способом организации процесса эволюции чего угодно. Любой объект во Вселенной является т.н. холоном — совокупностью каких-то своих частей и одновременно частью какой-то большей системы. Живая клетка состоит из молекул и является частью живого же организма. Слово состоит из букв и является частью предложения. Семья состоит из мамы-папы-сына и живет семья вместе с другими семьями в доме номер 16, образуя сообщество ответственных владельцев жилой площади.

Работы по эволюционному развитию по принципам холархии берут свою основу в теории эмерджентной эволюции, возникшей в 20-х годах XX века, основными представителями которой являются К.Ллойд-Морган и С. Александер. Известный философ и практик Кен Уилбер проанализировал работы этих исследователей и многих других из различных областей знаний и смог непротиворечиво объединить в единую целостную систему их открытия и теории, основанные на многолетних исследованиях. Одним из следствий такого анализа и явилась концепция холархического развития Эволюции.

Вот как пишет сам Уилбер о холархии:

«Это термин Кестлера для обозначения иерархии. Сегодня иерархия обладает плохой репутацией, потому что люди принимают иерархии доминирования за естественные иерархии. Естественная иерархия — это просто порядок возрастания целых единиц, например, от частиц к атомам, от атомов к клеткам, от клеток к организмам; или от буквы к слову, потом к предложению, а затем к параграфу. Целое на одном уровне становится частью на другом. Иными словами, нормальные иерархии состоят из холонов. И поэтому, как считает Кестлер, иерархию следует называть «холархией». И он абсолютно прав. Действительно, все процессы роста, от материи до жизни и разума, происходят как естественные холархии или как увеличение порядка, холизма, целостности — целые становятся частями новых целых — и это естественная иерархия, или холархия [Кен Уилбер. Краткая история всего]»

 

Кроме того каждый холон обладает уникальными, говорят — эмерджентными, свойствами, которыми не может обладать ни одна из его частей. Живая клетка способна вырабатывать полезные для организма вещества, молекула сама по себе не может. Слово всегда обладает смыслом, в отличие от буквы. Мужчина и женщина способны создать новую жизнь, родив ребенка, и не способны сделать это поодиночке. Т.е. каждый следующий уровень в холархии способен на нечто совершенно невообразимое для уровня предыдущего.

Рассмотрим уровни спиральной динамики с точки зрения принципов холархии, которых два:
1. Каждый уровень включает в себя и имеет доступ ко всем способностям предыдущего.
2. Каждый уровень обладает уникальными способностями, которые непосильны предыдущему уровню или о которых он даже совершенно не подозревает.

Каждый уровень спиральной динамики мы будем рассматривать с двух точек зрения — со стороны генезиса человечества и генезиса современной личности.

ФИОЛЕТОВЫЙ

Начнем с фиолетового, поскольку бежевый мы считаем началом отсчета и бежевый нельзя рассматривать в сравнении с предыдущим уровнем. Итак, для того, чтобы жить ради племени, необходимо собственно жить. Поэтому каждый член племени обладает навыками выживания, и племя, так или иначе, проводит обучение детей этим навыкам. Кроме этого есть исторические свидетельства о том, что в первобытных племенах принципиальная возможность выжить была критична для новых членов общества — детей-инвалидов и слабых детей просто убивали. Обладает ли фиолетовый чем-то уникальным и недоступным для бежевого? Конечно. Это собственно социальность — обучение младших, сохранение знаний, партнерство, взаимовыручка. Возможно речь, язык будут являться самым ценным эмерджентным свойством на фиолетовом.

С точки зрения развития современной личности фиолетовый уровень проходит становление между 1 и 3 годами. Ребенку в это время важно ощутить свою причастность к семейным порядкам, понять свою роль как части семьи. Здесь важно смещение приоритетов с удовлетворения жизненно-важных потребностей (еда, тепло) на новую потребность — быть частью маленького общества, научиться выделять требования авторитетов мамы и папы, заметить и использовать закономерности (еще не правила, а просто приметы, последовательности событий, по которым тут все живут). Именно в это время ребенок научается говорить, т.е. получает нечто совершенно не являющееся необходимым для выживания как такового, но абсолютно необходимо для общения.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что холархические свойства присущи фиолетовому уровню. Я умею выживать, и я впервые являюсь частью общества.

КРАСНЫЙ

Время красных героев приходит тогда, когда через несколько поколений стабильной жизни племени новые члены перестают понимать, зачем собственно и для кого нужно чем-то тут жертвовать? Они забыли, что племя собралось вместе, чтобы выжить. Выживание — естественно доступно. И более того! Качества здорового тела — сила, ловкость, выносливость — на переходе от фиолетового к красному стали культом и объектами мастерства и совершенствования. Поэтому сильный и ловкий Я уже беспрекословно не стремлюсь выполнять задания хилых и старых старейшин, Я понимаю, что это все устарело, Я считаю себя умнее. Несет ли в себе красный наследие фиолетового и бежевого? Да. Из выживания сделан культ, инстинкты превращены в совершенство владения своим телом. Осталось чувство принадлежности к своему клану, народу, только теперь «Государство — это я«, и это не я принадлежу клану, а это МОЙ клан, МОЙ народ. Приобрел ли красный эмерджентные свойства? Да. Это свобода. Личная свобода чтобы завоевать мир. Фиолетовый не помышляет о личной свободе и о мировом господстве.

В контексте генезиса личности красный уровень проходится ребенком в 3-6 лет. В этот период славный послушный детеныш превращается в упрямого и диковатого монстрика. Ребенок тестирует реальность, проверяет родителей с их правилами на прочность. «Не трогай зеркало!» Взгляд исподлобья, ручка продолжает тянуться к власти не над предметом, а над правилом. Я хочу это прямо сейчас, и я это получу только поэтому! Как далеко может пойти папа? Как далеко смогу пойти я? И вот зеркало в руке! Маленький, но очень гордый герой доказал себе свое право быть отдельной личностью! Пусть потом будет все что угодно! Но зато я есть! Я существую! Я — самостоятельная личность! Я сам! ПАПА, Я САМ!!! Распахнувшееся в груди пьянящее чувство личной силы, власти и свободы бесценно. И это — уникальное достижение красного.

Стоит обратить внимание на два способа отношения представителя красного к фиолетовому внутри себя. На начальном этапе возможно отрицание фиолетового, негативное отношение ко всему коллективному. Но в случае, если не происходит фиксации, решаются проблемы и развитие продолжается, то происходит интеграция. Об этом говорят амулеты, заклинания, суеверия и приметы, эти красочные «фиолетовые» побрякушки – атрибуты красного героя.

СИНИЙ

Люди объединяются против красного хаоса вокруг высокой и благородной цели — установить главенство Закона! Имеют ли адепты синего доступ к предыдущим уровням? Синие должны иметь достойную силу для защиты своего порядка, и у синих есть армия с благородными генералами, которые отдают свою жизнь служению установленной власти Закона. Поэтому обузданный и подчиненный красный уровень доступен. И пусть фиолетовое язычество подвергнуто всеобщему осуждению, но иногда кое-кто завязывает узелок на память и никто, конечно же, не начинает серьезных дел 13-го числа. Что касается бежевого… Бежевый важен для красного, но важен ли он для синего? Можно ли сказать, что принципиальный отказ от бежевых телесных инстинктов в ортодоксальных религиозных течениях является симптоматичным и говорит о том, что ранние уровни все чаще претерпевают не интеграцию, а отрицание? Самым характерным, но и самым нежизнеспособным проявлением синего уровня, возможно, будет монах-фанатик, истязающий свою «бежевую» плоть, отказавшийся от «фиолетового» идолопоклонничества и смиренно подставляющий левую щеку после «красного» удара по правой. Это пример отказа, отрицания всех достижений нижестоящих уровней. Но если не происходит подобной фиксации на синем уровне, то эти люди будут защищать свою красную собственность, чувствовать фиолетовое единство с собратьями по вере и пути и использовать накопленные смыслы для того, чтобы проще удовлетворять свои бежевые потребности в хорошей еде и крепком сне.

В случае рассмотрения развития ребенка синий уровень раскрывается в 7-8 лет. Сознательное соблюдение внешних правил, уважение авторитетов становятся основой, делают возможным школьное образование. Я (А.Б.) помню, как идя в первый класс, я испытывал с одной стороны трепет перед учителями и невозможно огромными 10-ю годами обучения впереди, но с другой стороны я был горд своей форменной одеждой и тем, что я, как все мои сверстники, иду под зонтом (был дождь), сжимая букет гладиолусов. Вот — мама, вот — папа, вот — я. Все в мире было правильно, и так должно было оставаться всегда. Я знал, что в школьной столовой нужно кушать все, чтобы соображали мозги, что если дорогу перебежала черная кошка, нужно плюнуть три раза через плечо и идти дальше, что если меня кто-нибудь обидит, то я, не смотря ни на какие запреты, дам ему в нос.

Итак, человек с синего уровня в случае проработанной личностной истории имеет доступ ко всем предыдущим уровням. Речь идет о доброкачественном синем уровне, без фиксаций и отрицаний. Еще у синего есть нечто новое — твердое чувство осмысленности происходящего, чувство порядка и правильности, уверенности в будущем. Требования холархического развития соблюдены.

Качественно проработанные и проинтегрированные предыдущие уровни являются предпосылкой для уровня следующего. Фиксация, отрицание, вытеснение-проекция достижений предыдущих уровней создают препятствие для устойчивого дальнейшего развития. Давайте посмотрим, как это проявляется на следующих уровнях.

ОРАНЖЕВЫЙ

Оранжевая наука — это стремление найти решения загадок, с которыми человек сталкивается на предыдущих уровнях. Это красный наскок на фиолетовые тайны природы с целью оформить ответы и гипотезы в синие таблицы и графики. Непроработанный синий уровень делает невозможным проявления оранжевого. У меня (А.Б.) есть опыт работы с компаниями, красные собственники которых продолжают управлять разрастающимся бизнесом по принципу «рубану шашкой». Сотрудники приходят скучать на работе за зарплату, изредка испытывая кавалеристские атаки руководства. И когда красные собственники по большей части случайно попадают на оранжевые семинары о стратегическом планировании, они возвращаются и пытаются прорубить это шашкой в своей организации (потому что то, что они слышали на семинаре — это круто). Но синего порядка, исполнительской дисциплины нет, поэтому сотрудники профессионально спускают инициативу руководства на тормозах, зная, что все равно руководство через месяц увлечется чем-нибудь другим. Иногда оранжевые производят слишком много синего. Тут опять речь идет о проработанности, адекватности использования достижений предыдущих уровней. Если оранжевый опирается на хорошо простроенный синий, то он будет твердо заземлен смыслами и умением удерживать структуру.

Оранжевые очень любят комфортно и с удовольствием смотреть зрелищные фильмы со спецэффектами о красных героях. Потому что в их жилах течет красная кровь не только в буквальном смысле. Мировое господство впервые стало так возможно. Сначала в пределах своей рыночной ниши, а потом, глядишь и… устранить конкурентов можно теперь аккуратно и без кровопролития, просто купив их бизнес. а иногда устранение конкурентов бывает проведено со всем возможным цинизмом и жестокостью и даже заканчивается госпитализацией конкурента, и это все оранжевый. Вместе с тем в нем сохраняется и красный уровень, который проявляется в том, что этот человек владеет компанией, ресурсами, людьми, и чувствует что это все – его собственность.

Оранжевые, яркие оранжевые, должны быть хладнокровны и расчетливы, чтобы их жизнь не превратилась в проблеск летящей звезды. Для этого они должны по-бежевому заботиться о своем здоровье, выбирать диеты, посещать фитнес-центры. И заботиться о здоровье — это очень модно в оранжевом мире. Кроме того, само по себе явление моды, престижа и гламура, основанные на вещевом фетишизме, проявляются очень даже фиолетово. Но фиолетовый здесь поставлен на коммерческую основу и приносит баснословные барыши оранжевым организаторам, провоцирующим и подпитывающим фиолетовый спрос.

В личном развитии оранжевый период с окончания школьных времен, со времени полового созревания, может затянуться на всю жизнь. Потому что мы живем в преимущественно оранжевом мире, и эти ценности не только повсеместно доступны, но считаются единственно достойными. Ставить под сомнение порядки этих взрослых! Ломать правила! Но не с самоцелью их уничтожения, а для того, чтобы взять их под собственный контроль. Кроме этого существует очень сладкое чувство личной способности постичь законы этого мира. Каждая переоткрытая собственным циркулем и линейкой школьная теорема утверждает оранжевые ценности в юной душе. Я могу! Я способен! У меня получается! Я это сделаю! Все, что мне нужно уже есть у меня — мой разум, моя уверенность, мой опыт, опыт моих учителей — тех, кто идет и шел по пути рационального знания. Мы не можем ждать милостей от природы! Великая техническая и научная революция, происходящая внутри разума подростка, сопровождается ускоряющимся развитием всего организма, переформированием нейронных связей. И вот уже мы видим самостоятельную новую личность, практически не имеющую ограничений, обладающую всеми инструментами для того, чтобы прогнуть под себя изменчивый мир.

Уникальные свойства оранжевого уровня — начало мультисистемного подхода. Оранжевому важно создать работающую на его личное благо большую сложную систему. Для этого мышление должно выйти на известную сложность, подчиниться соображениям целесообразности. А целесообразность выше правил, синие правила создаются под цели, и могут быть изменены в мгновение ока, если поменялась цель. Оранжевый не подчиняется правилам, он подчиняет правила себе, гибко манипулируя ими.

Итак, оранжевый обладает эмерджентными свойствами мультисистемности. Оранжевый, имеющий опору на все предыдущие уровни будет твердо стоять на ногах и активно развиваться.

ЗЕЛЕНЫЙ

Давайте вернемся к изначально сформулированному вопросу статьи. Может ли у качественно простроенного уровня быть доступ к способностям всех предыдущих уровней? Как мы видим из предыдущего анализа — может. Каждый уровень спиральной динамики обладает навыками всех предыдущих и собственными эмерджентными свойствами.

Теперь о зеленом уровне. Почему такой миролюбивый зеленый, которому по идее должно быть присуще сопереживание, сочувствие и тотальное понимание, так критикует избирательное оранжевое целеполагание, которое привело людей одновременно к проблемам с экологией и к вершинам эволюционного прогресса? Почему зеленые начинают неадекватно, агрессивно и нелепо устанавливать правила в контексте политкорректности и толерантности? Почему зеленые не допускают самым принципиальным образом никакую красную импульсивность и агрессию?

Иногда среди тех, кого мы сейчас под одну гребенку называем зелеными, встречаются очень колоритные персонажи, которые используют язык зеленых («мир во всем мире!«), они курят травку и говорят: «Be cool!» Здесь же призывы вернуться «назад в пампасы«, где люди были удивительно счастливы. Это вовсе не зеленые. Конечно же это старые добрые фиолетовые. Зеленый адекватно присутствует здесь и сейчас на этом этапе развития человечества, стремясь экологизировать ту реальность, в которой мы живем, и осознавая, что в фиолетовых обществах не было ни следа того равноправия и взаимного уважения, которое досталось человечеству с таким трудом.

Если каждый уровень проработанно и интегрально сочетает в себе достижения уровней предыдущих, то тоже самое можно и должно ожидать и от зеленого. Теперь посмотрите на те проявления зеленого, которые мы наблюдаем сейчас. Можно ли с уверенностью сказать, что зеленый усвоил все необходимые уроки, которые формулирует Эволюция? Да, зеленый уровень вполне проявлен в современном обществе, но можно ли сказать, что этот зеленый является зрелым и совершенным, если считать зрелостью и совершенством качественно проинтегрированные навыки предыдущих уровней?

В работах Д-ра К.Грейвза характеристики уровней, соответствующих желтому, бирюзовому и впоследствии — кораловому, сформулированы во многом теоретически. Точно так же мы можем сформулировать характеристику зеленого уровня в смысле его холархичности – как интеграция предыдущих достижений плюс эмерджентность. Те, кто с уверенностью считают себя владельцами зеленых ценностей, или даже второпорядкового мышления, обратите внимание – может быть имеет смысл найти и проработать что-то, что не получило должного всестороннего развития.

Итак, зеленый может уважать всех живущих людей, их убеждения и свободу на их проявление. Он может быть разносторонне образован и адекватно зарабатывать деньги, заботясь о своем и общем благосостоянии. Зеленый может мыслить системно и ясно представлять позицию большей, чем он сам и его собеседник, системы. Зеленый может уважать всевозможные законы и правила, проводя адекватную политику разделяющей мудрости, узнавая проявления вытесненной и спроецированной теневой несвободы и недвусмысленно и агрессивно реагируя на такие проявления в интересах большей системы. Люди на зеленом уровне могут видеть целостность и единство во всех проявлениях людей и природы. Они едины с природой. Они заботятся о своем здоровье и следуют стремлениям своей души.

Мы не знаем в точности, когда и как это начинается, потому что сухие слова теории не играют тут никакой роли. Просто однажды ты откладываешь клавиатуру или останавливаешь машину, смотришь куда-то в сторону, и это воспринимается как остановка бегущего времени, чего буквально недавно ты не мог даже помыслить для себя. Сумасшедший поток событий, который мгновение назад с огромной скоростью нес тебя, и в потоке которого ты, бывало, чувствовал себя на вершине мира, вдруг становится чем-то лишним, не таким уж нужным и не самым важным. А самым важным и нужным тебе вдруг оказывается чье-то доброе слово или ласковый взгляд. И ты вспоминаешь лица людей, молодых и старых, далеких и близких, обстоятельства встреч и разлук, вспоминаешь тепло чьей-то руки, ты смеешься и грустишь, думая обо всем этом, и вдруг… Вдруг ты понимаешь, что твои чувства не менее реальны, чем все, что ты привык считать реальностью. То, что наполняет тебя, твой внутренний мир, твои чувства, твои переживания, отношения, понимания – все это составляет важную часть твоей жизни, которой ты придавал не самое должное значение раньше. И ты хочешь узнать о своем внутреннем мире больше, и ты знаешь, кто поможет тебе в этом – твои друзья, твои близкие, все люди вокруг, у которых можно многому научиться, которые перестали для тебя быть конкурентами, а стали потенциальными друзьями. Впереди будет много самых разных событий, но ты будешь хранить верность таким минутам, верность прекрасному остановившемуся мгновению, показавшему тебе новый мир.

На нашем эволюционном пути нам предстоит много пониманий и трансформирующих изменений. Людям имеет смысл следовать, пути развития, включая и превосходя все, что было достигнуто человечеством до нас и проявляя новые, уникальные свойства, присущие новым уровням. Нам надо найти способы органично вплести в наши навыки целеполагание и эффективность, осмысленность и порядок, смелость и напор, целостность и доверие, силу и здоровье. Эволюция продолжается.

  • White_Wind

    "Иногда среди тех, кого мы сейчас под одну гребенку называем зелеными, встречаются очень колоритные персонажи,

    которые используют язык зеленых ("мир во всем мире!"), они курят травку и говорят: "Be cool!" Здесь же призывы

    вернуться "назад в пампасы", где люди были удивительно счастливы. Это вовсе не зеленые. Конечно же это старые добрые

    фиолетовые."

    сори, но таки это проявления которые можно встретить именно у зеленной системы 🙂 это не сама фиолетовая система в

    действии, это фантазии зеленых по поводу фиолетового, его идеализация и пр ,что характерно для зеленого Нью-Эйджа,

    интереса к эзотерике и пр.
    и вместе с тем, говоря о фиолетовой части этого процесса, можно отметить что порой юношество, в поиск

    самоутверждения, аутентичности и разделения с семейными формами восприятия и мышления, заимствует зеленые мемы, по

    сути внося большую долю фиолетового, смешивая его с зелеными проявлениями и потребностями (что типично для развития,

    когда в первой четверти жизни человек экстерном проходит через все уровни, сначала быстро, затем замедляясь, чтобы

    найти актуальные по условиям и внутренним ресурсам области обучения и активности)

    "Зеленый адекватно присутствует здесь и сейчас на этом этапе развития человечества, стремясь экологизировать ту

    реальность, в которой мы живем, и осознавая, что в фиолетовых обществах не было ни следа того равноправия и

    взаимного уважения, которое досталось человечеству с таким трудом"

    сори, тут imho несколько идеализируется проявление зеленой системы, структура самой формулировки более типична для

    концептов теплых цветов, здоровый оранжевый например и пр или зрелый зелено-желтый… для центрированного зеленого

    мышления это не типичный фокус внимания и концептуальная позиция (хотя и допускаю исключения среди интелектуалов)

    "В работах Д-ра К.Грейвза характеристики уровней, соответствующих желтому, бирюзовому и впоследствии — кораловому,

    сформулированы во многом теоретически"

    для кого?

    К.Грэйвз пишет, что в начале его исследований (50-е годы) среди тестируемых было 10 процентов Желтых (A<code>-N</code>) и 30

    процентов Синих (D-Q) во второй части его исследований (60-е и 70-е годы) 30 пр-ов Желтых и 10 пр-ов Синих …

    еще один красивый imho факт: людей демонстрирующих бирюзовый К.Грэйвз впервые обнаружил в 61 году и именно с этого

    факта он в шоке убедился что его эмпирические данные выходят за пределы модели А.Маслоу (у которого

    самоактуализацией закрывается пирамида) двигаясь дальше… (что привело их с А.Маслоу к десятилетней дисскусии, в

    результате которой тот пересмотрел свои взгляды к концу своей жизни)… таким образом именно эмпирическим данным

    К.Грэйвза относительно Бирюзовых тех лет мы обязанны его открытой модели Эмерждентного Двух-Спирального развития

    Био-Психо-Социальных-Систем (т.е.Спиральной Динамики)…
    хотя верно и то, что К.Грэйвз встретил немного представителей этого мышления (иногда он упоминает 6 человек, не

    помню на какой год это звучало)

    еще может кому-то будет приятно улыбнуть относительно этих цифр, которые вы можете часто встретить у статистиков:

    возникновение оранжевой волны 300 лет назад, зеленой 150 лет, желтой 50 лет (50-е), бирюзовой 30 лет (70-е)… пока

    мне встречалось ни эмпирических данных ни теоретических выкладок демонстрирующих что есть более актуальная на данный

    момент модель, отрицающая экстраполяцию этих тенденций и предлагающая альтернативу, а следовательно если мы

    используем экстраполяцию можем задать вопрос: когда уже пришли волны кораллового ? следующего за ним ? … что это

    значит? фактически? … какие фильтры внимания в поиске и обработке эмпирических данных могут быть интересны в этой

    связи?… впрочем, это игры ума, забудьте…

    "…Те, кто с уверенностью считают себя владельцами зеленых ценностей, или даже второпорядкового мышления, обратите

    внимание – может быть имеет смысл найти и проработать что-то, что не получило должного всестороннего развития"

    одобрямс 🙂 и именно этим любят заниматься люди центрированные в зеленой системе, бесконечно ходить на тренинги,

    психотерапевтические группы и пр и пр в поисках интеграции, внутренней целостности и внешней гармонии слюдьми и с

    природой… Д.Бэк любит демонстрировать смешную иллюстрацию: несколько печальных фигурокстоят рядком, крайний

    приставляет пистолет к своему виску (так что пуля пройдет через все головки) и подпись под карикатурой "Групповая

    Психотерапи" 🙂

    "Итак, зеленый может …"

    завидую! "все-то вы, Василь иваныч, знаете… везде-то побывали…" (с) :)))

    "…Зеленый может мыслить системно и ясно представлять позицию большей, чем он сам и его собеседник, системы…"

    а вот тут imho вы несколько ранее идеализировали проявления оранжевой системы, она будучи "множественной" развивает

    умение видеть разные способы достижения своих целей и соответствующую гибкость, но по сути не имеет системного

    мышления в его полноте (развитый и успешный оранжевый может развивать этот ресурс, поскольку он является ценным для

    оранжевой стратегии и успеха) что более естественно для желтой системы (которая как известно может "подмигивать"

    поддерживая активный, успешный и зрелый оранжевый) где это органическая часть восприятия и мышления…
    иногда можно встретить мнение, что в отличии от 3 позиции восприятия развиваемой и эксплуатируемой оранжевым, и

    акцента на гармонизацию с вновь активированной и превалирующей 2 позицией Зеленого (Бэк иногда предполагает, что

    зеленая самая болезненная из систем в силу большого количества эмпатии) ,лишь желтая система бессознательно-или-

    осознаваемо развивает и в опирается на 4 позицию восприятия, включая ощущение и-или видение холархичности систем…
    поэтому когда оранжевые и зеленые используют подобные концепты это случай утилизации желтых мемов, что больше

    конечно предпочитает оранжевое мышление (теплая семья) нежели зеленое восприятие…

    p.s. готов подписаться под идеей, что зрелый, здоровый зеленый, в открытом состоянии системы (стоит помнить, что и

    желтая система может оказаться в закрытом состоянии, со всеми вытекающими проявлениями) конечно хорахична и ищет

    гармонии ресурсов как более простых так и более сложных систем в рамках характерных зеленых мировозрений и

    ценностей… 🙂

  • нет такого

    товарищ Пухов, мимо вас не пролетит и муха.

  • nycmoma

    Товарищи авторы!
    1) давайте осторожнее с применением теории, построенной в целом для исследования взрослых, к развитию детей. Опыт показывает, что среди взрослых условно красных — чертова туча, даже в современном нашем обществе
    2) не уровни ценны сами по себе, а способ и условия перехода между ними. Кстати, а переходы у взрослых вообще бывают? А на всех уровнях? Что, например, будет таким кризисом для зеленого? Как он это поймет? И какие ресурсы ему нужны, чтобы плодотворно реализовать себя через этот кризис?