0

Самим термином «интегральная психология» мы обязаны Индре Сену, ученику Шри Ауробиндо, который посредством него обозначал психологическую ветвь интегральной йоги. Но сегодня этот термин (как и некоторые другие, включающие в себя мем «интегральный», например, «интегральная наука», «интегральная политика», «интегральная модель космоса», «интегральная постметафизика» и т. д.) практически полностью монополизирован Кеном Уилбером, американским философом (и, возможно, теософом), основателем «Интегрального института», автором многочисленных книг и признанным экспертом в интегральном подходе[1].

Теория интегральной психологии Уилбера, вкратце описанная им в одноимённой книге[2], является синтетической теорией, обобщающей результаты многих научных исследований и религиозных изысканий — от концепций великой цепи бытия, спиральной динамики, тибетского и китайского буддизма до работ Руперта Шелдрейка, Жана Пиаже, Абрахама Маслоу, Эрика Эриксона, Лоуренса Колберга, Говарда Гарднера, Клэра Грейвза, Роберта Кигана и многих других.

(Здесь, я считаю, крайне необходимо помнить о субъективности позиции самого Уилбера. А «ненаучное» местоимение «я» использовано мною с целью подчеркнуть субъективность (или, в других терминах, психологически-социально-культурную предзаданность) моей точки зрения (или, как говорит Р. А. Уилсон[3], вслед за Тимоти Лири, «туннеля реальности») в той же самой мере, что и точки зрения Уилбера. Поэтому в дальнейшем «я» употребляю именно это местоимение.)

Интегральная теория Кена Уилбера — интересный феномен современной научной жизни, интересный не только как удачная «раскрутка идеи», но и как попытка сформулировать на (хотя бы приблизительно) научном языке некие законы мироздания, которые были неоднократно описаны на всем протяжении истории человечества в разных культурах.

Кроме того, я считаю, что в современной российской ситуации общей разрозненности социальных структур и групп интегральный подход (не скалькированный, но освоенный и переосмысленный с учетом русской истории, традиции, культуры, религии[4]) мог бы стать своего рода комплексной социальной терапией, концептуальной площадкой, на которой будет создано новое общественное единство. Или, по крайней мере, дать некоторое «общее пространство видения»[5], основой которого будет представление о релятивности и нелинейном развитии — знаний, мироощущений, представлений и т. д.

Что же касается интегрального образования, то для России эта тема как никогда актуальна, учитывая ситуацию с образованием в целом. К парадигмальному кризису образования в мире в целом[6] в России прибавляются разнообразные политические исторические и культурные осложнения. В связи с этим, я полагаю, идею (не в первый раз в российской истории) «перескочить» через несколько этапов сразу к интегральному образованию имеет смысл  рассмотреть более подробно.

Рассмотрение идет от общего к частному: от общего обзора теории интегральной психологии Кена Уилбера (с критическими ремарками и размышлениями о теоретических взаимосвязях) — к возможному использованию ее в воспитании и образовании.

 


[1] Интегральный подход можно назвать «созданной» Уилбером область знания. Здесь и далее основные фактические данные взяты  Wikipedia, открытая энциклопедия <http://ru.wikipedia.org/wiki/Кен_Уилбер, дата обращения — 12 августа 2012 г.>

[2] Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. М, 2004.

[3] Работы Р. А. Уилсона также можно использовать для создания программы интегрального образования — во многом они подходят для этого даже больше работ Кена Уилбера, поскольку практически лишены имманентной идеологичности, присущей последнему.

[4] В этом смысле очень красноречив тот факт, что Кен Уилбер не ссылается ни на какие русские источники или исследования, оставаясь в рамках сугубо западноевропейской, не сказать «атлантической» парадигмы, отчасти усвоившей (или присвоившей) достижения буддизма, но ничего не ведающей о России и православии. Здесь, впрочем, необходимо упомянуть, что и моя теоретическая база имеет сильный западноевропейский крен, поэтому в данной работе провести внятные параллели с российской традицией, к сожалению, вряд ли удастся.

[5] В.В. Майков. Интегральный подход Кена Уилбера <http://journal.celenie.ru/index.php/maykov, дата обращения — 12 августа 2012 г.>

[6] Очень интересные мысли по этому поводу излагает британский профессор и советник по вопросам образования Кен Робинсон (например, в этом видео, где в контексте интегральности интересно качественное сочетание формы подачи материала с его сутью).

[box type=»download»] Статью Александры Притворовой «Интегральное образование» вы можете скачать вот по этой ссылке. [/box] [box type=»shadow»]

680833478

Автор статьи:

Александра Притворова

Международный Эриксоновский Университет Коучинга, профессиональный коуч.
Психолог-консультант (МВШСЭН, британская магистратура «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование»).
Эриксоновский гипноз (ИГИСП).
Тренинг тренеров (Мастерская Мастерова).
МГУ им. М. В. Ломоносова, социологический факультет, социология культуры.

Организатор трансформационного курса «Эволюционное лидерство».
[/box]