was successfully added to your cart.

Интегральное образование

Самим термином «интегральная психология» мы обязаны Индре Сену, ученику Шри Ауробиндо, который посредством него обозначал психологическую ветвь интегральной йоги. Но сегодня этот термин (как и некоторые другие, включающие в себя мем «интегральный», например, «интегральная наука», «интегральная политика», «интегральная модель космоса», «интегральная постметафизика» и т. д.) практически полностью монополизирован Кеном Уилбером, американским философом (и, возможно, теософом), основателем «Интегрального института», автором многочисленных книг и признанным экспертом в интегральном подходе[1].

Теория интегральной психологии Уилбера, вкратце описанная им в одноимённой книге[2], является синтетической теорией, обобщающей результаты многих научных исследований и религиозных изысканий — от концепций великой цепи бытия, спиральной динамики, тибетского и китайского буддизма до работ Руперта Шелдрейка, Жана Пиаже, Абрахама Маслоу, Эрика Эриксона, Лоуренса Колберга, Говарда Гарднера, Клэра Грейвза, Роберта Кигана и многих других.

(Здесь, я считаю, крайне необходимо помнить о субъективности позиции самого Уилбера. А «ненаучное» местоимение «я» использовано мною с целью подчеркнуть субъективность (или, в других терминах, психологически-социально-культурную предзаданность) моей точки зрения (или, как говорит Р. А. Уилсон[3], вслед за Тимоти Лири, «туннеля реальности») в той же самой мере, что и точки зрения Уилбера. Поэтому в дальнейшем «я» употребляю именно это местоимение.)

Интегральная теория Кена Уилбера — интересный феномен современной научной жизни, интересный не только как удачная «раскрутка идеи», но и как попытка сформулировать на (хотя бы приблизительно) научном языке некие законы мироздания, которые были неоднократно описаны на всем протяжении истории человечества в разных культурах.

Кроме того, я считаю, что в современной российской ситуации общей разрозненности социальных структур и групп интегральный подход (не скалькированный, но освоенный и переосмысленный с учетом русской истории, традиции, культуры, религии[4]) мог бы стать своего рода комплексной социальной терапией, концептуальной площадкой, на которой будет создано новое общественное единство. Или, по крайней мере, дать некоторое «общее пространство видения»[5], основой которого будет представление о релятивности и нелинейном развитии — знаний, мироощущений, представлений и т. д.

Что же касается интегрального образования, то для России эта тема как никогда актуальна, учитывая ситуацию с образованием в целом. К парадигмальному кризису образования в мире в целом[6] в России прибавляются разнообразные политические исторические и культурные осложнения. В связи с этим, я полагаю, идею (не в первый раз в российской истории) «перескочить» через несколько этапов сразу к интегральному образованию имеет смысл  рассмотреть более подробно.

Рассмотрение идет от общего к частному: от общего обзора теории интегральной психологии Кена Уилбера (с критическими ремарками и размышлениями о теоретических взаимосвязях) — к возможному использованию ее в воспитании и образовании.

 


[1] Интегральный подход можно назвать «созданной» Уилбером область знания. Здесь и далее основные фактические данные взяты  Wikipedia, открытая энциклопедия <http://ru.wikipedia.org/wiki/Кен_Уилбер, дата обращения — 12 августа 2012 г.>

[2] Уилбер К. Интегральная психология: Сознание, Дух, Психология, Терапия. М, 2004.

[3] Работы Р. А. Уилсона также можно использовать для создания программы интегрального образования — во многом они подходят для этого даже больше работ Кена Уилбера, поскольку практически лишены имманентной идеологичности, присущей последнему.

[4] В этом смысле очень красноречив тот факт, что Кен Уилбер не ссылается ни на какие русские источники или исследования, оставаясь в рамках сугубо западноевропейской, не сказать «атлантической» парадигмы, отчасти усвоившей (или присвоившей) достижения буддизма, но ничего не ведающей о России и православии. Здесь, впрочем, необходимо упомянуть, что и моя теоретическая база имеет сильный западноевропейский крен, поэтому в данной работе провести внятные параллели с российской традицией, к сожалению, вряд ли удастся.

[5] В.В. Майков. Интегральный подход Кена Уилбера <http://journal.celenie.ru/index.php/maykov, дата обращения — 12 августа 2012 г.>

[6] Очень интересные мысли по этому поводу излагает британский профессор и советник по вопросам образования Кен Робинсон (например, в этом видео, где в контексте интегральности интересно качественное сочетание формы подачи материала с его сутью).

[box type=»download»] Статью Александры Притворовой «Интегральное образование» вы можете скачать вот по этой ссылке. [/box] [box type=»shadow»]

680833478

Автор статьи:

Александра Притворова

Международный Эриксоновский Университет Коучинга, профессиональный коуч.
Психолог-консультант (МВШСЭН, британская магистратура «Индивидуальное и семейное психологическое консультирование»).
Эриксоновский гипноз (ИГИСП).
Тренинг тренеров (Мастерская Мастерова).
МГУ им. М. В. Ломоносова, социологический факультет, социология культуры.

Организатор трансформационного курса «Эволюционное лидерство».
[/box]