was successfully added to your cart.
001001Автор: Анатолий Баляев. Управляющий партнёр Института национальных ценностей, идеолог взросления больших и малых человеческих систем. Автор образовательной программы «Эволюционное мышление», сертифицированный консультант по SDi (Spiral Dynamics Integral). Редактор и переводчик книги «Спиральная динамика. Управляя ценностями, лидерством и изменениями в ХХI веке». Организатор двух международных интегральных онлайн-конференций (2013 и 2015 годы). Автор популярных статей по специфике межличностной коммуникации в кризисных и переходных этапах развития. Автор сборника рассказов и сказок «Всё связано». Писатель, визионер, тренер.

 

Довольно часто приходится слышать вопрос о том, каким образом реализуется бизнес на жёлтой и на бирюзовой стадии Спиральной Динамики. В этом тексте я постараюсь развернуть своё мнение на этот счёт. Предлагаю сначала вспомнить ключевое определение. В энциклопедии бизнес определяют как экономическую деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от производства и продажи товаров, оказания услуг.

Спиральная Динамика описывает видоизменения, трансформации человеческих систем. Используя эту модель, вы можете получить многогранное отношение к любому феномену жизни и уменьшить шанс для разногласий между разными людьми, которые будут видеть этот феномен по разному. Ключевым моментом является то, что называя некий аспект своей жизни одним и тем же словом, например, «образование», «порядок», «государство», «бизнес», мы будем иметь в виду совершенно разные вещи, наполняя их разным содержанием. Спиральная Динамика позволяет различать за словами ценностные ориентиры говорящего и, таким образом, лучше понимать его. При этом, каждое понятие, которое мы используем, или смысловой мем, имеет на этапах взросления личности своё начало (до которого он был не заметен), своё пиковое становление и растворение, преобразование до неузнаваемости в новых, более комплексных понятиях.

Вернёмся к рассмотрению эволюции такой человеческой сферы интересов, как бизнес. В контексте Спиральной Динамики я могу себе представить представить жёлтые и бирюзовые общественные организации, но мне сложно представить себе именно бизнес на втором порядке мышления в том понимании слова «бизнес», которое приведено в определении выше. Вряд ли стоит ожидать присутствия всех социальных явлений на всех струнах Спиральной Динамики — бизнеса не было на бежевой и фиолетовой струнах, если не называть бизнесом процесс дележа добычи охотников между членами одного племени.

Всякий раз при качественной трансформации субъект предыдущей стадии мышления превращается в объект для практического использования на стадии следующей. Красный вождь использует фиолетовое племя для строительства империи, синий архиепископ использует красных воинов для спасения веры, оранжевый бизнесмен использует синих бухгалтеров для оптимизации налогообложения, зелёный урбанист использует оранжевые коммерческие структуры для активизации творческой и деловой активности горожан. Бизнес как социальное явление начинается на красной струне, расцветает на оранжевой и практически полностью исчерпывает свою суть на зелёной, превращаясь из субъекта в объект, т.е. из всепоглощающей цели в качественный работающий инструмент. Бизнес как феномен центрирован вокруг оранжевого. То, что останется от «бизнеса» на жёлтом проще обозвать каким-то новым словом, потому что эта деятельность трансформируется почти до неузнаваемости — извлечение прибыли (см. определение выше) перестаёт быть главной целью организаций, красота и сложность которых эволюционировали так высоко.

Вопрос о «жёлтом бизнесе» в аудитории задаётся довольно часто. Тот факт, что мы хотим преломлять Спиральную Динамику через бизнес, а не наоборот, характеризует наши собственные ценности и фильтры восприятия. Спиральная Динамика очевидно являет собой модель существенно большего порядка, чем бизнес в качестве одного из социальных явлений. Любое из социальных явлений можно рассмотреть через наши цветные призмы, получая при этом новые понимания и находя ответы на насущные вопросы. Но вряд ли стоит рассматривать СД через призму ценностей какого-то одно социального явления, пусть весьма значимого и актуального для современности.

Преподавая своим слушателям Спиральную Динамику, я довольно часто обращаю их сознательное внимание на желание записать себя повыше, словно бы получив тем самым новый статус. Так звучит в нас оранжевая струна. Через неё Спиральная Динамика воспринимается своеобразно, в её «уровнях» тогда легко можно найти восемь поводов для высокомерия, восемь ступеней к успеху, восемь вариантов для статусных игр. И тогда, с этими фильтрами внимания, есть желание искать, находить, внедрять и совершенствовать жёлтые, бирюзовые, коралловые бизнес-процессы.

media-20160816

Зелёные организации из книги Фредерика Лалу очевидно являются таковыми в силу того, что собственник или тот, кто непосредственно находится у руля, уже достаточно удовлетворил свои амбиции, чтобы ставить во главу угла одно лишь извлечение прибыли. Пожалуй, одним из критериев новой парадигмы организационного устройства коммерческих организаций является некая интегральность, неразделяемая важность внешних и внутренних критериев успешности. На оранжевом мы уделяем больше внимания тому, что удаётся измерить, т.е. внешним, объективным и системным факторам — «нельзя управлять тем, что нельзя измерить». На зелёном внутренние, субъективные, личностные, тонкие формы взаимоотношений в самом коллективе и с клиентами становятся, повторюсь — неразделимо, ВРОВЕНЬ важны, наряду с материальной эффективностью.

Если начинать с этого тезиса всякий семинар о «бирюзовых» организациях, то мы получим честную, но пока ещё небольшую аудиторию бизнесменов, которые в действительности хотят делать эволюционные шаги и имеют своими целями не только материальное благополучие, которое, безусловно, важно. Вечные смыслы эти бизнесмены ценят дороже бренных вещей. Они социально активны, неравнодушны, это взрослые, чувствующие мужчины и женщины, которым не всё равно. Они отчётливо понимают, что деньги это не столько цель, сколько средство для достижения чего-то ещё более значимого. У такой небольшой, но весьма могущественной целевой аудитории в системе внутренней мотивации очевидно превалируют социальные, культурные, научные, исследовательские, даже духовные ориентиры. Затевать «бирюзовое» внутреннее переустройство компании ради повышения прибыли — для них является пустой тратой времени с неочевидными выгодами. При этом, что очень вероятно, прибыль в результате такого переустройства будет заметно увеличена, но не за счёт привычной оптимизации бизнес-процессов, уменьшения затрат и увеличения доходов, а за счёт невиданной для оранжевого мышления личной вовлечённости и предельной ответственности каждого сотрудника. Движение к новой организационной парадигме, вращение основной причины организационных трансформаций вокруг одной лишь темы прибыли противоречит самой идее этой новой организационной парадигмы.

Интегральная Спиральная Динамика является инновационной идеологической платформой, вмещающей в себя весь возможный опыт человечества и делающая успешные предсказания на будущее, одним из которых и явились «бирюзовые» организации Фредерика Лалу. С её помощью можно многое понять о бизнесе, сделав его гораздо эффективнее. В этом может быть жёлтый исследовательский интерес бизнесмена, привносящего передовые представления об архитектуре сознания в дело своей жизни. Именно поэтому, как я сказал в начале — жёлтый и бирюзовый бизнес я не могу себе представить. Впрочем, жёлтые и бирюзовые цели у владельцев бизнеса, безусловно, могут быть. Если жёлтого бизнеса не бывает, то с бизнесменами, в музыке которых отчётливо слышно звучание жёлтой струны, я знаком лично. Они учатся, исследуют новое, создают и разрушают модели реальности. Они начинали как бизнесмены и им по-прежнему интересны проекты, приносящие прибыль, но… они уже не убираются, не вмещаются в слово «бизнесмен». Они больше, богаче, счастливее, смелее, глубже. Кто они?

Самое время ввести в естественный ежедневный обиход новое слово для Homo Ludens, «человека играющего»!

  • Irisha Mamonova

    «Самое время ввести в естественный ежедневный обиход новое слово для Homo Ludens, «человека играющего»!»
    Если говорить про желтую и бирюзовую волну то очень хочется отметить небывалый, в сравнении с первым десятилетием 21 века, бум на квесты, эвенты, фестивали и ко -воркинги с зонами для игры=работы. Последние 2 года вообще игра стала ключевым моментом для стартапов… То что в 90-х было выживанием на фиолетово красной волне бод девизом «бог не выдаст — свинья не съест» во второй десятилетке 21го превратилось в увлекательный квест — имаджинариум. Остается лишь начинать менять «натужные роды» идей, бизнес планов и их реализации покрытые фиолетовой избранностью на желто бирюзовые аркады в стиле «Братьев Пилотов» — интересное дело получается!!! А вообще если говорить о бирюзовом бизнесе, то как это не странно самое емкое и яркое описание именно бирюзового сотворчества я последнее время все чаще нахожу у Кира Булычева в произведениях написанных 30 лет назад, для детей и про детей конца 21 века… И идея бирюзового общества раскрыта там вполне емко и полно… Живи, путешествуй, изучай играй — вся вселенная одна большая поляна для игр…