0
was successfully added to your cart.

Марафон Новое Эволюционное Мышление продолжается. Тема недели – фиолетовый уровень спиральной динамики. То самое близкое, что есть у нас кроме самих себя и своего тела. Яркий эмоциональный фон, который окрашивает наше ежедневное существование. Наши предки, наши дети и близкие, наша семья и наш клан. Первая форма человеческой душевности, первое пробуждение женского начала. Огромный ресурс, если он здоров и проработан, и чудовищная энергетическая яма, если на этом уровне сидят непроработанные «занозы». В фиолетовом живут тени, с которыми работает психотерапия, в фиолетовом – предки и связь поколений, здесь обитают знаки и символы.

Инсайт 1. Переход с бежевого на фиолетовую стадию возможен лишь тогда, когда удовлетворены потребности предыдущего уровня.

 

ЛИЧНОЕ

Здесь все достаточно просто. Когда приходишь замерзший с улицы, первое, что хочется – это раздеться и согреться, и вместе с теплом «оттаивают» запахи, звуки и ощущения дома. То же с голодом – сильный голод делает человека в моменте раздражительным и агрессивным. «Путь к сердцу мужчины лежит через желудок», – теперь эта фраза стала понятной, абсолютно естественной и совершенно не ущемляющей права мужчин…

БИЗНЕС

Тоже все встает на свои места. Нельзя построить зеленую или бирюзовую организацию, не прожив фиолетовый, не проработав его с точки зрения корпоративной культуры. Получается, что фиолетовый в бизнес-аспекте – это как цемент, фундамент, на котором держатся все остальные, более «тонкие» материи. Базовое чувство общности, объединенности общей идеей/целью/ценностью, чувство локтя и ощущение «себя в кругу своих» – это первое, что должно появиться в любой компании, прежде чем ее ценности начнут развиваться. И если этого нет, то начинать нужно именно отсюда.

Инсайт 2. Мышление фиолетового уровня – магическое. Слова имеют буквальное и материальное значение. Фиолетовый мир пропитан символами, знаками, приметами, которые имеют особое значение, через них мир говорит со мной.

 

ЛИЧНОЕ

Здесь есть две важные истории. Положительная, «светлая» сторона фиолетового дает нам тот самый фокус внимания и поддержку. «Сегодня мой день» – внутренняя уверенность в этом творит невероятные чудеса, толкает на творческие озарения или трудовые подвиги, позволяет исполнять почти невозможное и верить в то, что «сама Вселенная хочет этого». Мне очень нужно парковочное место – и вот оно, потому что мир знает, как мне важно сегодня не опоздать. Ощущение, что ты двигаешься «в одном потоке с миром» наполняет силой и уверенностью, а по дороге постоянно видишь подтверждение того, что это именно так.

Медаль может повернуться и другой стороной – негативные установки и убеждения так же легко найдут свое материальное подтверждение и будут приняты как знаки свыше. Вспомнил, что не посмотрелся в зеркало перед выходом – и вот уже с тревогой открываешь дверцу машины – надо быть сегодня повнимательнее…  Эта зависимость от внешних подтверждений «свыше», от воли того, что тебя окружает, лишает свободы выбора и позволяет переложить ответственность куда-то «вверх». Не сделал – звезды не сошлись. Со звезд и спрос.

БИЗНЕС

Также, как и в личном, в бизнесе фиолетовый может быть мощной опорой и поддержкой, а может стать разрушительным и контрпродуктивным.

Знаки и символы скрепляют корпоративную культуру, позволяют человеку почувствовать себя «своим», «частью племени». Во многих крупных компаниях руководители высшего звена прикалывают к дорогому банковскому костюму небольшой значок с символикой компании. Теперь понятно, что это мощный сигнал как для самого топ-менеджера (ты – часть компании, ты приколот к ней, пока не тебе этот значок), так и для сотрудников и клиентов, с которыми общается руководитель. «Он с нами», «он наш» – это послание для сотрудников, которое считывается на довербальном уровне.

Футболки с фирменной символикой, ручки/папочки/блокнотики/фирменные липкие бумажки имеют гораздо бОльшее значение, чем казалось изначально. Многие компании воспринимают вещи с фирменной символикой как сувенирную продукцию и выделяют бюджет на подарки клиентам, но недооценивают роль фирменных сувениров в жизни самих сотрудников – чем больше фирменных знаков и символов у каждого, чем чаще ими пользуется человек, тем глубже они проникают в сознание и укрепляют, опять же, на каком-то глубоком и дорациональном уровне, ощущение общности и единения с компанией.

Волей-неволей, сознательно или нет, каждая компания причастна к формированию такого «символьного поля». Логотип, фирменные цвета, шрифты, весь брендбук – это ничто иное, как зафиксированные на бумаге внешние атрибуты фиолетового.

У вашей компании в любом случае есть фирменный стиль, вне зависимости от того, создавали вы его или нет. Если Вы его создаете сознательно – он такой, каким Вы его делаете, если нет – он просто сформирован стихийно и Вам неизвестно, что и как он говорит о Вас.

Инсайт 3. Фиолетовый – это мир правил и ограничений. Соблюдение правил непреложно и строго наказывается. Наказание – это изгнание из своего клана, что равносильно смерти.

 

ЛИЧНОЕ

Наверное, все проживали это в детстве – жгучее желание быть частью группы/класса, чтобы с тобой делились секретами и принимали «за своего». Класс на класс, стенка на стенку. В школьные годы не было более страшного слова, чем «бойкот» – когда с одноклассником переставали разговаривать. Слово было таким страшным, что его даже произносили шепотом. Похожая история со спортом –что ужаснее для спортсмена, чем изгнание из команды? Пусть изнурительные тренировки, пусть бессонные ночи, пусть на пределе возможностей, главное – не подвести команду.

БИЗНЕС

Темная сторона фиолетового

Несоблюдение правил строго наказывается. Толстый бренд-бук тщательно регламентирует все «можно и нельзя». Стюардессам в многостраничном издании строго предписывается, какие носить прически, какие цвета допустимы в макияже и лаке для ногтей, какого тона колготки должны быть надеты.

Маркетинг знает много историй, как трепетно компании относятся к своему фирменному стилю – не одно агентство и не один бренд-менеджер потеряли работу и крупные контракты, ошибившись в оттенке фирменного цвета или форме шрифта в рекламной кампании. Теперь очевидно, что кроме рационального, у этих правил есть еще и фиолетовая основа…

В деловой среде самое страшное для наемного сотрудника – это увольнение. Именно этим грозят инструкции по безопасности, правила внутреннего распорядка и прочие регламенты. Этим пугают и в испытательный период – «с легкостью уволим, если не будешь…» И сотрудник старается изо всех сил.

Интересно, кстати, как «увольнение» трансформируется из совершенно естественного этапа развития карьеры, в страшное наказание. Порою складывается ощущение, что компании сознательно манипулируют, усиливая фиолетовые страхи. Страх перед увольнением, особенно во времена сокращений штатов, парализует целые компании и становится главной темой обсуждений. По офису ходят страшные легенды, как НН пришел на работу, а у него уже не работает бейджик, отключена электронная почта и заблокированы все доступы. Беспомощность и страх…

«А давайте все возьмем и уволимся вместе» – ответная реакция на страх рождает такое желание вернуть компании свои страхи – пусть они теперь боятся! Оказывается, у профсоюзов фиолетовые корни…

Светлая сторона

Есть и светлая сторона. Фиолетовый сможет стать объединяющей силой, тем самым «вместе мы можем», на котором творятся чудеса. Восстановление страны после войны, великие советские стройки – без фиолетового и «наших» они были бы невозможны. Есть примеры, когда сотрудники компаний в трудные времена соглашались работать без зарплаты, чтобы сохранить компанию, менеджеры добровольно соглашались на сокращение заработных плат «до лучших времен».

Инсайт 4. Долг – ключевая тема, звучащая на фиолетовом уровне.

 

ЛИЧНОЕ

Похоже, что «ноги» убеждения «ты должна быть хорошей девочкой» растут именно отсюда. ДОЛЖНА быть хорошей, чтобы заслужить одобрение старших, ДОЛЖНА хорошо учиться, ДОЛЖНА приходить на работу времени, ДОЛЖНА быть хорошей мамой, ДОЛЖНА заботиться о старших… А потом коучи и психотерапевты проводят многочасовую работу, излечивая диссонансы между «хочу» и «могу». Наверное, потому так трудно и лечится, что «должна» живет на фиолетовом уровне, а «хочу» появляется позже, на более высоких стадиях развития…

БИЗНЕС

Сотрудники ДОЛЖНЫ приходить на работу вовремя, ДОЛЖНЫ отвечать на звонки, ДОЛЖНЫ выглядеть… Руководитель отдела ОБЯЗАН… Язык инструкций, оказывается, очень фиолетовый, и во многом пахнет страхом, а не договоренностями между работодателем и сотрудником. Получается, что тему долга гораздо легче и проще эксплуатировать на фиолетовом уровне («а то уволим»).

Есть и ответная реакция – «я должен успеть отчет к полуночи» – говорит менеджер и стучит по кнопкам до последнего, потому что хочет одобрения и принятия. В США во многих компаниях, особенно относящихся к сфере консалтинга и финансов, НЕ ПРИНЯТО уходить с работы раньше, чем начальник. НЕ ПРИНЯТО болеть. НЕ ПРИНЯТО уходить в отпуск больше, чем на 10 дней, максимум – две недели. Потому что если ты хочешь по вечерам ходить в спортзал или общаться с семьей – значит, ты недостаточно предан делу компании, ты не наш, и ты нам такой не нужен. И в дополнение к большой зарплате приходят стрессы, гипертония и хронический недосып.

Инсайт 5. Фиолетовый делает весь мир живым, наделяя душой неодушевленные предметы.

ЛИЧНОЕ

Да, я разговариваю со своей машиной и со своим компьютером. Прошу, подлизываюсь, умоляю или благодарю. Тихонечко поглаживаю, пока никто не видит. Перекрестить «с богом» на дорогу, посидеть на чемоданах, бросить монетку, чтобы вернуться вновь, попрощаться с морем и поздороваться с солнцем… Интересно, что осознание всех этих действий как фиолетовых не обесценивает их, а словно наполняет свободой выбора взять ту поддержку, которые они дают, и освободиться от страха и ограничений…

БИЗНЕС

Традиции в компании формируются примерно за год. Важно понимать, что они именно формируются, рождаются в компании, внедрять традиции – это абсурд. Но можно их обнаружить и уважать, закрепить в виде знаков и символов, сознательно дать им право быть живыми. А еще их можно проанализировать на предмет продуктивности, отказавшись от тех, что мешают рациональным бизнес-процессам («не звонить клиентам по понедельникам»), и поддержав те, что скрепляют людей компании вместе (совместные корпоративы, утренние обнимашки или пятничные посиделки в офисе).

Анализ традиций в компании может выявить те символы, что уже есть, и уже бессознательно живут в умах сотрудников, и «овеществить» их. Вполне возможно, что олимпийский мишка, мишленовский Вивендум – человечек из шин – и клоун McDonalds появились на свет именно так.

Как и в личном аспекте, сознательный анализ фиолетовых традиций позволит взять ту поддержку, которую они дают компании, и снять страхи, связанные с несвободой и ограничениями, которые препятствуют развитию компании.

_______________________________________________________

Об авторе статьи: Ольга Гусева, управляющий партнер консалтинговой компании Integria Consult, стратег и тактик развития клиентоориентированности компаний и лояльности клиентов.