was successfully added to your cart.

Размышления о спиральной динамике. Размышление 5. Прыжки через ступеньку

Наиболее часто задаваемый вопрос на моих лекциях о спиральной динамике — а нельзя ли перескочить через ступеньку? Например, от фиолетовой парадигмы мышления — сразу к синей, минуя красную. Или от красной — сразу к оранжевой. Собственно, а почему бы и нет? (Для краткости ниже будем обозначать текущий уровень «0», пропущенный «+1», а новый, через ступеньку, «+2».)

Если время не позволяет детально рассмотреть этот вопрос, я обычно отшучиваюсь примером про братскую Монголию, которая в советские времена прославилась тем, что из феодализма скакнула прямо в социализм, минуя капитализм. Очевидно, никакого скачка на самом деле не произошло — сегодняшняя Монголия такая же феодальная страна, как и до Сухэ-Батора и Чойбалсана. Впрочем, это всё равно шутка, к тому же непонятная молодежи, не слышавшей об этих славных баторах и не понимающей, почему далекая и чужая Монголия называется братской.

Если серьезно, то скачок, конечно, возможен. Есть две возможных альтернативы. Первая из них — неудачный скачок: закрепиться на новом уровне «+2» не получится, и первое же изменение условий внешнего мира либо просто серьезное событие вернет человека (компанию, общество) на предыдущий уровень «0».

Вторая альтернатива. Скачок на уровень «+2» может быть успешным, но при этом образуется пустота на перепрыгнутом уровне «+1». Эта пустота приводит к тому, что уровень «+2» становится нездоровым: берет от новой парадигмы мышления и системы ценностей всё худшее, отбрасывая лучшее (разумеется, «лучшее», «худшее» — с точки зрения пропущенной парадигмы). Типичный пример — оранжевый предприниматель, пришедший с красного уровня минуя синий: без совести, морали и принципов. Почему так происходит?

Вспомним один из постулатов спиральной динамики: каждая парадигма мышления незаменима, ибо несет с собой важные ценности и полезные жизненные навыки. Каждая ступенька, каждый этап развития является подготовкой к следующему этапу. Пропущенный этап «+1» означает, что соответствующие ценности не укоренились в сознании человека, соответствующими жизненными навыками он не овладел. Соответственно, не все навыки и ценности нового этапа «+2» ему доступны. Вот и получается тип, местами напоминающий предыдущий хорошо усвоенный уровень «0», а от уровня «+2» взявший его негативные стороны. Оранжевый с жаждой наживы и успеха, но без принципов и без стремления к познанию. Синий с правилами жизни и кодексом поведения, но без личностной позиции и личной чести. Зеленый со вселенской любовью и принятием, но без способности к труду и без уважения к нему. (Естественно, это всё упрощения — жизнь неизмеримо сложнее и многограннее.)

Как помочь таким людям? Бессмысленно «лечить» нездоровый уровень «+2». Нужно наполнить жизнью пропущенный уровень «+1», «зацементировать» пустоту под ногами. Например, красным хулиганистым подросткам бессмысленно читать синюю проповедь добра и зла или тем более доводить дело до красной исправительной колонии, закрепляющей парадигму. Их проблемы, как правило, — на пропущенном фиолетовом уровне, где они не получили безусловной родительской любви, безусловного принятия (подчеркну, безусловного — «потому что ты наш», а не «потому что ты хороший») и чувства безопасности. Эти важнейшие фиолетовые ценности у них просто отсутствуют. Интуитивно чувствуя правильный путь, выдающиеся педагоги прошлого и настоящего делают именно так — заполняют пустоту, трансформируя текущий уровень в здоровый и открывая шанс к дальнейшему росту.

Вот почему в обществе нужны все социальные институты, развивающие все уровни, — семья, спорт, церковь, бизнес и многие другие. Выбрасывая что-либо «за ненадобностью», как «устаревшее», мы получаем дырку там, где должны быть соответствующие парадигмы мышления и системы ценностей, — а значит, закрываем рост и развитие. Не стоит удивляться вскоре наступающей разрухе в головах и клозетах — а также тем социальным уродцам, которые будут придуманы для заполнения лакун, типа якобинского Культа Разума или советского «морального кодекса строителя коммунизма».

Итак, каждая ступень, каждая парадигма мышления дает ценности и навыки, без которых дальнейшее движение невозможно. В этом свете мне представляется важным переопределить популярный термин «устойчивое развитие» (sustainable development). В свете спиральной динамики это не бросок всего общества на самый высокий уровень и тем более не закрепление навечно сегодняшнего «статус кво», а создание условий для гармоничного движения каждого на следующий уровень. Для разных людей следующий будет разным, но путь будет открыт каждому.

  • Анатолий Баляев

    В качестве примера подобных прыжков можно рассмотреть Россию. В 17 году мы из аграрной страны, с зарождающимся капитализмом, минуя индустриальный этап, захотели прыгнуть в социализм. Говоря языком современных реалий, мы захотели стать тем, чем является сегодня, скажем, Швеция. Карл Маркс до сих пор является одним из самых читаемых философов — он описал движение к социализму как результат кризисов капитализма, что в сущности весьма красиво согласуется с тезисами СД.

    Но нам потребовалось «сейчас и сразу» и «в отдельно взятой стране». В результате мы успешно откатились за ресурсами в привычный красный.

    Все предыдущие уровни необходимы для того, чтобы у системы имелась возможность открывать для себя новые горизонты. Мы разрушили синюю советскую идеологию и пытаемся прыгнуть в оранжевый, не предложив людям новой системы синих ценностей. Лишив людей веры в будущее, мы пытаемся их туда подтолкнуть. В итоге сейчас мы имеем множество красно-оранжевых суррогатов, которые оранжевые лишь внешне и прибегают к красным способам решения проблем при первой возможности.

    Вера в человеческое достоинство, в справедливость, в правду, уважение законов должны и могут стать естественным воздухом для нас. Только тогда мы сможем выстраивать на порядок более сложные системы.

  • Nikita Zhuk

    1) Про модель. Никак не могу понять, при чем тут историческая стадийная модель и аналитическая модель спектра СД?

    почему это развитие идет АПРИОРИ ТОЛЬКО переносом ВСЕГО СЕБЯ в новый цМем, когда ОДНОВРЕМЕННО говорится про то, что СД — это не типология и не классификатор людей? А СД — это про спектр ценностей, причем динамический и НЕПРЕРЫВНЫЙ.

    2) Про воспитание. Если есть провис в спектре в уровнях (как правило, это скачок «через один», с провисом шириной в 1 цМем), то это не просто отклонение, это увы МАССОВАЯ НОРМА, вытекающая из текущего самоопределения цивилизации в целом. Люди движутся по эгоцентрическим цМемам, оставляя в провисе альтруистические. Причем имеется эффект ускорения системы, т.к. таким образом «родственные» цМемы усиливают друг друга (возникает положительная обратная связь). Отсюда «выгорание» внутреннее. И пере-потребление материального.

    ввиду этого и других соображений педагогические штуки с «восстановлением ФИОЛЕТОВОГО» БЕЗ «воспитания СИНЕГО» — это всё старая хиппическая «телега» про «внутреннего ребенка», последствия мы знаем. (Наивный фейл! «…заполняют пустоту, трансформируя текущий уровень в здоровый и открывая шанс к дальнейшему росту» — шанс ==нулю. Это НЕдостаточно, просто «полечить» ФИОЛЕТОВЫЙ!!! Видели, видели такое, применяли…)

    Так что тут надо комплексно подходить к воспитанию, и при этом ИМЕТЬ ЗДОРОВЫЙ СИНИЙ у себя, иначе бунт будет с прорывом ребенка в ОРАНЖЕВЫЙ (А я поимею наглость сказать, что здоровый СИНИЙ очень редко сейчас встретишь, моральные авторитеты же ж хреново «продаются», такая жизнь… И все авторы по СД пишут про какой-то угребищный лютый суровый челябинский СИНИЙ, видать, сами такой имеют в личном спектре…. жаль. Что делать? —«Піра в міністір» — там есть очень хорошие люди-практики, со спокойным внутренним СИНИМ.)

  • Manyunya

    Есть ли какая-то возможность развивать уровни до зеленого, если родился и воспитывался как зелено-желтый?