was successfully added to your cart.

Размышления о спиральной динамике. Размышление 5. Прыжки через ступеньку

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Наиболее часто задаваемый вопрос на моих лекциях о спиральной динамике — а нельзя ли перескочить через ступеньку? Например, от фиолетовой парадигмы мышления — сразу к синей, минуя красную. Или от красной — сразу к оранжевой. Собственно, а почему бы и нет? (Для краткости ниже будем обозначать текущий уровень «0», пропущенный «+1», а новый, через ступеньку, «+2».)

Если время не позволяет детально рассмотреть этот вопрос, я обычно отшучиваюсь примером про братскую Монголию, которая в советские времена прославилась тем, что из феодализма скакнула прямо в социализм, минуя капитализм. Очевидно, никакого скачка на самом деле не произошло — сегодняшняя Монголия такая же феодальная страна, как и до Сухэ-Батора и Чойбалсана. Впрочем, это всё равно шутка, к тому же непонятная молодежи, не слышавшей об этих славных баторах и не понимающей, почему далекая и чужая Монголия называется братской.

Если серьезно, то скачок, конечно, возможен. Есть две возможных альтернативы. Первая из них — неудачный скачок: закрепиться на новом уровне «+2» не получится, и первое же изменение условий внешнего мира либо просто серьезное событие вернет человека (компанию, общество) на предыдущий уровень «0».

Вторая альтернатива. Скачок на уровень «+2» может быть успешным, но при этом образуется пустота на перепрыгнутом уровне «+1». Эта пустота приводит к тому, что уровень «+2» становится нездоровым: берет от новой парадигмы мышления и системы ценностей всё худшее, отбрасывая лучшее (разумеется, «лучшее», «худшее» — с точки зрения пропущенной парадигмы). Типичный пример — оранжевый предприниматель, пришедший с красного уровня минуя синий: без совести, морали и принципов. Почему так происходит?

Вспомним один из постулатов спиральной динамики: каждая парадигма мышления незаменима, ибо несет с собой важные ценности и полезные жизненные навыки. Каждая ступенька, каждый этап развития является подготовкой к следующему этапу. Пропущенный этап «+1» означает, что соответствующие ценности не укоренились в сознании человека, соответствующими жизненными навыками он не овладел. Соответственно, не все навыки и ценности нового этапа «+2» ему доступны. Вот и получается тип, местами напоминающий предыдущий хорошо усвоенный уровень «0», а от уровня «+2» взявший его негативные стороны. Оранжевый с жаждой наживы и успеха, но без принципов и без стремления к познанию. Синий с правилами жизни и кодексом поведения, но без личностной позиции и личной чести. Зеленый со вселенской любовью и принятием, но без способности к труду и без уважения к нему. (Естественно, это всё упрощения — жизнь неизмеримо сложнее и многограннее.)

Как помочь таким людям? Бессмысленно «лечить» нездоровый уровень «+2». Нужно наполнить жизнью пропущенный уровень «+1», «зацементировать» пустоту под ногами. Например, красным хулиганистым подросткам бессмысленно читать синюю проповедь добра и зла или тем более доводить дело до красной исправительной колонии, закрепляющей парадигму. Их проблемы, как правило, — на пропущенном фиолетовом уровне, где они не получили безусловной родительской любви, безусловного принятия (подчеркну, безусловного — «потому что ты наш», а не «потому что ты хороший») и чувства безопасности. Эти важнейшие фиолетовые ценности у них просто отсутствуют. Интуитивно чувствуя правильный путь, выдающиеся педагоги прошлого и настоящего делают именно так — заполняют пустоту, трансформируя текущий уровень в здоровый и открывая шанс к дальнейшему росту.

Вот почему в обществе нужны все социальные институты, развивающие все уровни, — семья, спорт, церковь, бизнес и многие другие. Выбрасывая что-либо «за ненадобностью», как «устаревшее», мы получаем дырку там, где должны быть соответствующие парадигмы мышления и системы ценностей, — а значит, закрываем рост и развитие. Не стоит удивляться вскоре наступающей разрухе в головах и клозетах — а также тем социальным уродцам, которые будут придуманы для заполнения лакун, типа якобинского Культа Разума или советского «морального кодекса строителя коммунизма».

Итак, каждая ступень, каждая парадигма мышления дает ценности и навыки, без которых дальнейшее движение невозможно. В этом свете мне представляется важным переопределить популярный термин «устойчивое развитие» (sustainable development). В свете спиральной динамики это не бросок всего общества на самый высокий уровень и тем более не закрепление навечно сегодняшнего «статус кво», а создание условий для гармоничного движения каждого на следующий уровень. Для разных людей следующий будет разным, но путь будет открыт каждому.

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.
  • Анатолий Баляев

    В качестве примера подобных прыжков можно рассмотреть Россию. В 17 году мы из аграрной страны, с зарождающимся капитализмом, минуя индустриальный этап, захотели прыгнуть в социализм. Говоря языком современных реалий, мы захотели стать тем, чем является сегодня, скажем, Швеция. Карл Маркс до сих пор является одним из самых читаемых философов — он описал движение к социализму как результат кризисов капитализма, что в сущности весьма красиво согласуется с тезисами СД.

    Но нам потребовалось «сейчас и сразу» и «в отдельно взятой стране». В результате мы успешно откатились за ресурсами в привычный красный.

    Все предыдущие уровни необходимы для того, чтобы у системы имелась возможность открывать для себя новые горизонты. Мы разрушили синюю советскую идеологию и пытаемся прыгнуть в оранжевый, не предложив людям новой системы синих ценностей. Лишив людей веры в будущее, мы пытаемся их туда подтолкнуть. В итоге сейчас мы имеем множество красно-оранжевых суррогатов, которые оранжевые лишь внешне и прибегают к красным способам решения проблем при первой возможности.

    Вера в человеческое достоинство, в справедливость, в правду, уважение законов должны и могут стать естественным воздухом для нас. Только тогда мы сможем выстраивать на порядок более сложные системы.

  • Nikita Zhuk

    1) Про модель. Никак не могу понять, при чем тут историческая стадийная модель и аналитическая модель спектра СД?

    почему это развитие идет АПРИОРИ ТОЛЬКО переносом ВСЕГО СЕБЯ в новый цМем, когда ОДНОВРЕМЕННО говорится про то, что СД — это не типология и не классификатор людей? А СД — это про спектр ценностей, причем динамический и НЕПРЕРЫВНЫЙ.

    2) Про воспитание. Если есть провис в спектре в уровнях (как правило, это скачок «через один», с провисом шириной в 1 цМем), то это не просто отклонение, это увы МАССОВАЯ НОРМА, вытекающая из текущего самоопределения цивилизации в целом. Люди движутся по эгоцентрическим цМемам, оставляя в провисе альтруистические. Причем имеется эффект ускорения системы, т.к. таким образом «родственные» цМемы усиливают друг друга (возникает положительная обратная связь). Отсюда «выгорание» внутреннее. И пере-потребление материального.

    ввиду этого и других соображений педагогические штуки с «восстановлением ФИОЛЕТОВОГО» БЕЗ «воспитания СИНЕГО» — это всё старая хиппическая «телега» про «внутреннего ребенка», последствия мы знаем. (Наивный фейл! «…заполняют пустоту, трансформируя текущий уровень в здоровый и открывая шанс к дальнейшему росту» — шанс ==нулю. Это НЕдостаточно, просто «полечить» ФИОЛЕТОВЫЙ!!! Видели, видели такое, применяли…)

    Так что тут надо комплексно подходить к воспитанию, и при этом ИМЕТЬ ЗДОРОВЫЙ СИНИЙ у себя, иначе бунт будет с прорывом ребенка в ОРАНЖЕВЫЙ (А я поимею наглость сказать, что здоровый СИНИЙ очень редко сейчас встретишь, моральные авторитеты же ж хреново «продаются», такая жизнь… И все авторы по СД пишут про какой-то угребищный лютый суровый челябинский СИНИЙ, видать, сами такой имеют в личном спектре…. жаль. Что делать? —«Піра в міністір» — там есть очень хорошие люди-практики, со спокойным внутренним СИНИМ.)

  • Manyunya

    Есть ли какая-то возможность развивать уровни до зеленого, если родился и воспитывался как зелено-желтый?