Методология выявления ключевых ценностей

Предлагаем вашему вниманию инновационный метод тестирования ценностного спектра личности. Этот метод может стать практичным источником идей для вашего развития и самопознания или ключевым инструментом для оптимизации, оздоровления свойств корпоративной культуры вашей компании. Чтобы понять, как работает этот метод и какую пользу он может вам дать, пожалуйста, ознакомьтесь с базовыми положениями модели, на основании которой он создан.

Спиральная динамика описывает устойчивые группы ценностных ориентиров, формирующих причинные основы для поведения личности и жизни общества. Руководствуясь проведёнными масштабными исследованиями, эта модель отмечает, что существует несколько субъективных стадий поэтапного развития людей и организаций. Как правило, стадия формирует для человека привычную картину реальности, фильтруя входящую информацию так, чтобы везде встречать подтверждения правильности и естественности текущего мировоззрения. От стадии к стадии системы мировоззрений становятся сложнее и включают возможности всех предыдущих стадий, превосходя их в своих уникальных новых свойствах.

Описано восемь этапов вертикального развития человеческих систем. Сложность мировоззрения внутри системы качественным образом трансформируется и растёт от стадии к стадии.

Архаическая стадия.

Индивидуальная. Ресурс здоровой жизни. Ключевая для детей до одного года, важна для базового комфорта уважающего себя человека. Цветовой код бежевый.

Магическая стадия.

Коллективная. Ресурс родственного духа. Ключевая для детей до трёх лет, важна для выстраивания тёплой атмосферы в коллективе. Цветовой код фиолетовый.

Героическая стадия.

Индивидуальная. Ресурс абсолютной свободы. Ключевая для детей до десяти лет, важна для сильного уверенного волевого лидерства. Цветовой код красный.

Догматическая стадия.

Коллективная. Ресурс справедливого порядка. Ключевая до окончания основных образовательных процессов, важна для поддержания стабильного порядка в системе. Цветовой код синий.

Рациональная стадия.

Индивидуальная. Ресурс персонального успеха. Ключевая для предпринимательской, научной деятельности и системного управления. Цветовой код оранжевый.

Плюралистическая стадия.

Коллективная. Ресурс ответственного равенства. Ключевая для работы организаций с высоким уровнем вовлечённости и для качественных социальных преобразований. Цветовой код зелёный.

Потоковая стадия.

Индивидуальная. Ресурс осознанного потока. Ключевая для создания живых организаций, опирающихся на естественное многообразие мировоззрений и ценностей. Цветовой код жёлтый.

Интегральная стадия.

Коллективная. Ресурс направленного творческого единства. Ключевая для осознанного содействия эволюции человеческих систем. Цветовой код бирюзовый.

Модель открыта для обнаружения новых более сложных форм человечности.

Предлагаемый вам метод выявления ценностных ориентиров человека содержит 20 вопросов, каждый из которых предлагает по 10 вариантов ответов, которые в процессе тестирования следует отранжировать на основании личных предпочтений. Каждый из вариантов ответов прямо резонирует со стадиями Спиральной динамики, что позволяет накопить статистику и выявить ключевые формы человечности, которые склонен реализовывать человек, проходящий тест.

Результаты тестирования могут выглядеть, например так:

Здесь видно, что тестируемый часто склонен выбирать в качестве мотивов своих действий зелёное, плюралистическое мировоззрение. Одновременно с этим можно отметить, что красное мировоззрение, реализующее волюнтаристское, волевое проявление, находится в явном отрицании. Таким образом, можно сделать вывод, что тестируемый считает значимым для себя ценности согласия, со-творчества, экологичности и эмпатии. Ближайшей зоной развития тестируемого может стать движение в сторону большей самостоятельности, свободы, достижения личных целей.

Дополнительную информацию о составе ключевых ценностей позволяет получить следующие две диаграммы.

На левой диаграмме заметно стремление тестируемого реализовать себя в служении чему-то большему, чем он сам – к жертвенным стадиям Спиральной динамики (фиолетовая, синяя, зелёная, бирюзовая) он проявляет больше позитивного внимания, чем к экспрессивным (бежевая, красная, оранжевая, жёлтая).

Правая диаграмма отражает такой же срез информации, но взятой из негативного внимания тестируемого, она собрана из состава ценностных мотивов, которые он был склонен при ранжировании ответов на вопросы теста выводить в негативную зону. Видно, что тестируемый ОТРИЦАЕТ экспрессивное самовыражение (правая диаграмма) больше, чем ПРИНИМАЕТ жертвенное самовыражение (левая диаграмма).

Известные границы применимости

Разные стадии, комплексы ценностных мировоззрений, которые описывает Спиральная динамика, могут проявляться в человеке или организации одновременно с той или иной интенсивностью. Некоторые из них могут существовать в качестве пройденных и уже освоенных жизненных этапов, привычных инструментов, другие в качестве потенциально возможных ориентиров, будущих целей и задач. Некоторые ценностные ориентиры, присутствующие в обществе или в группе людей, могут восприниматься человеком позитивно и тогда он согласен с их влиянием, некоторые негативно и тогда он борется с ними.

Тест некоим образом не ставит перед собой задачу выявить “уровень человека”! Подобные формулировки являются крайней формой упрощения нелинейного и интегрального подхода к личности, который реализуется в качественном применении Спиральной динамики. Тест, однако, способен прояснить относительное соотношение проявленности стадий, что позволяет делать значимые выводы о глубинных мотивах поведения человека.

Существуют два основных затруднения любого тестирования субъективных свойств личности, которые важно учитывать при анализе результатов. Первое затруднение состоит в том, что в самом лучшем случае мы получаем качественную картину текущего состояния измеряемых параметров. Может ли это быть полезно при очевидной изменчивости человеческой природы? Пусть метафорически человек предстанет перед нами большой полноводной рекой, исследовать которую нам предстоит. Внимательное заполнение предлагаемого теста длится от 30 до 60 минут. В результате тестирования мы можем получить представление о составе воды, скорости течения, характере дна и берегов участка реки длиной в один час. Безусловно, знание о всём предыдущем русле могло бы дать нам исчерпывающую картину, но подробная информация о глубинных подводных течениях, действующих даже на этом коротком участке, способна составить основу для принятия уверенных решений о свойствах личности человека на данном этапе его жизни.

Второе затруднение любого тестирования заключается в том, что, отвечая на вопросы, люди склонны пытаться показать себя с лучшей стороны, т.е. они демонстрируют не настоящих себя, а тех, кем им хочется быть. Эта информация тоже важна для более глубокого понимания мотивов поведения личности, но имеет смысл приблизиться к реальному положению вещей, насколько это возможно. В предлагаемом вам тестировании эта трудность успешно решается за счёт анализа не только позитивных, но и негативных ценностных ориентиров. Проходя тест, человек в первом десятке вопросов поднимает выше те варианты ответов, которые ему импонируют, и опускает ниже те, которые ему не нравятся. Во втором десятке вопросов ситуация меняется на противоположную – теперь нужно поднять вверх варианты, с которыми человек не согласен, а вниз опустить те, которые его бы устроили. Это позволяет накопить статистику не только положительных, но и отрицательных ценностных ориентиров. Часто именно отрицательные ориентиры становятся наиболее информативными и полезными для анализа результатами тестирования. Ценности, к которым человек относится негативно, могут больше сказать о настоящем составе глубинных причин его поведения, поскольку отрицание часто реализуется человеком более искренно, чем стремление. Отрицательные ценностные ориентиры представляют собой зону ближайшего развития человека, проходившего тест.

Ещё одна специфика, которую важно учитывать, состоит в том, что состав предлагаемых вариантов ответа на вопросы теста может быть относительно успешно сфальсифицирован человеком, имеющим представление о Спиральной динамике, читавшем книги и популярные статьи об этой теме. Это предполагает либо намеренно нечестное выполнение задач теста, либо самообман в желании соответствовать “высоким” стадиям развития личности. Подобные результаты теста могут быть легко выявлены и отбракованы как при ручном, так и при автоматическом анализе итогов тестирования. Алгоритм обработки результатов содержит ряд встроенных методов определения искренности при заполнения теста.

Указанные выше границы применимости теста удаётся расширить за счёт уточнения результатов тестирования при помощи ещё одной перспективы, с которой можно посмотреть на результаты. Эта точка зрения позволяет выявить несколько устойчивых паттернов мышления, которые в литературе именуют метапрограммами или упоминают как LAB-профиль.

Дополнительное измерение: метапрограммный профиль

Метапрограммы или, иначе говоря, фильтры внимания, шаблоны восприятия, описывают естественный для человека, привычный стиль мышления, то, как он воспринимает и обрабатывает информацию. Нас окружает растущее день ото дня большое количество информации, на обработку и анализ которой требуется много усилий. В процессе восприятия и анализа человек отсеивает большую часть ненужного. Главенствующие метапрограммы определяют, какая информация будет принята в сознание, а какая проигнорирована, каким образом осознанное будет интерпретироваться и применяться. Человек будет успешно справляться с такой деятельностью, которая требует применения его любимых способов мышления.

Каждая из метапрограмм представляет собой один из пары противоположных подходов к решению конкретной задачи. Метапрограммы обычно рассматриваются такими парами (например: принятие решения «на основе своего мнения — на основе мнения авторитетов» или мотивация «избегания проблем — достижения результатов»). Для выполнения конкретного вида задач более адекватным может оказаться тип мышления, способ восприятия окружающего мира, стиль организации и обработки информации, сочетающий определённые пропорции в работе парных метапрограмм. Человек обычно более успешно справляется с одними задачами и менее успешно — с другими. Эффективность работы часто зависит от того, насколько стиль восприятия и мышления (набор метапрограмм), характерный для этого человека, соответствует требованиям его деятельности.

Нельзя утверждать, что какая-либо из метапрограмм сама по себе лучше или хуже другой. Все зависит от ситуации и от цели деятельности.

Мотивация на достижение результата или на избегание проблем

Эта диаграмма демонстрирует наиболее успешный способ побудить вас к активности – вы склонны начать действовать под влиянием осознания надвигающихся проблем или под влиянием желания достичь значимый результат.

На примере видно, что тестируемый в значительной степени позитивно настроен к своим целям и действует, исходя из конструктивных созидательных ожиданий.

Принятие решений, руководствуясь собственным решением или мнением значимых других людей

Эта диаграмма отображает вашу потребность прибегать к мнению авторитетов или опираться только на собственные выводы при принятии решений.

На примере видно повышенное внимание к мнению значимых людей, ориентирование на согласие с ними.

Состав активности, которая может основываться на проактивности или реактивности

На этой диаграмме – состав вашей активности при столкновении со сложной задачей, будете ли вы действовать первым или ждать шагов со стороны, склонны ли вы исследовать ситуацию, воздействуя на неё, или вы склонны планомерно собирать информацию.

Здесь видно, что тестируемый склонен тщательно готовиться и подробно собирать информацию, прежде чем действовать.

Распределение целей между внимательностью к процессам и к результатам

Эта диаграмма показывает распределение вашего внимания между качеством реализации процесса достижения цели, всех необходимых деталей, и между вниманием к качеству результата, его гарантированным выполнением и итоговым свойствам.

В данном случае ориентация на поддержание качества реализации текущих процессов превалирует над вниманием к достижению конкретных результатов.

Размер обобщения как распределение значимости крупных объектов или мелких деталей

Эта диаграмма даёт возможность оценить характер вашего мышления относительно размера рассматриваемых вами объектов – сконцентрированы ли вы на значимых операционных деталях или в первую очередь вам важна большая стратегическая картина.

На примере тестируемый демонстрирует мышление, основанное на больших ментальных категориях, его картина мира нарисована крупными мазками.

Ориентация во времени как распределение внимания к событиям из прошлого, настоящего ли возможного будущего

Здесь можно увидеть относительные пропорции влияния на принятие ваших решений ① обстоятельств из прошлого, ② вашего настоящего, текущего положения дел и ③ значимых событий, обозначенных вами в будущем.

На примере видно высокое внимание тестируемого к событиям будущего, далее настоящего и только потом – прошлого.

Фокус сравнения как соотношение поиска сходства или различия

Эта диаграмма способна дать понимание ваших предпочтений по характеру взаимодействия с другими людьми – ищете ли вы сходства, единства с ними или вы ищете возможность реализовать свою уникальность.

Здесь видно, что для человека, проходившего тест, очень важно действовать на знакомом, уже изведанном пространстве, осознавая свою близость с окружающими людьми.

Базовая ценность как выбор между материальными или духовными целями

Эта диаграмма отображает возможный состав вашего мировоззрения относительно ориентации на мирские, приземлённые, материальные цели или на цели возвышенные, духовные, нематериальные.

На примере видно, что человек выбирает своим приоритетом нематериальные цели.

Таким образом, метапрограммный профиль позволяет уточнить и дополнить ценностный спектр личности, основанный на стадиях Спиральной динамики. Завершает тест диаграмма, позволяющая увидеть серию пропорций между позитивным или негативным отношением к каждой конкретной метапрограмме. Выглядеть это может, например, следующим образом:

Здесь видно, что тестируемый чаще выбирает в позитивном ключе категории Достижение, Сходство, Большие обобщения, Процессы, Думаю, Духовное. Далее следует серия относительно сбалансированных между позитивным и негативным вниманием и от этого не показательных метапрограмм. Завершает перечень отрицаемых человеком метапрограмм, это Результаты, Материальное, Избегание проблем и Различия. Это позволяет нам вполне детально очертить психологический портрет личности тестируемого.

Использование теста ценностного спектра личности для решения корпоративных задач

Поведение человека обусловлено его ценностями, глубинной совокупностью результатов опыта, влияния авторитетов, культурной среды. Ценности это базовые принципы, на основании которых человек считает что-то для себя важным или неважным, полезным или вредным, нужным или не нужным. Примеры ценностей: любовь, здоровье, национальные традиции, свобода, уверенность в себе, уверенность в будущем, образование, рациональное мышление, развитие личности и т.п.

В зависимости от актуальной ситуации в человеке из всех возможных ценностей разворачиваются те, которые видятся ему наиболее адекватными сейчас, они становятся причинами для поведенческого реагирования. В некотором смысле можно сказать, что человек считает собой привычную совокупность значимых для него ценностей, попытка изменить которые воспринимается как личная угроза, и успешная реализация которых субъективно ощущается как счастье.

Часто мы способны наблюдать только внешне очевидное поведение человеческой системы, из которого крайне трудно сделать выводы о том, как поведёт себя такая система при благоприятном или неблагоприятном развитии событий или при попытке управляющего влияния. Знание о том, как формируются, взаимодействуют, трансформируются ценности в личности и в группе людей, представляется исключительно важным для понимания глубинных мотивов поведения человеческой системы. Оптимизация, оздоровление состава внутренних ценностей ведёт к резкому и качественному росту общей эффективности системы.

Проведение корпоративного тестирования ценностного спектра коллектива поможет вам решить следующие задачи:

  • Составление качественного ценностного профиля должности.

  • Определение свойств локальной культуры в отделе или департаменте.

  • Сравнение ценностных характеристик различных отделов и департаментов.

  • Выявление значимых и успешных лидерских качеств.

  • Повышение результативности работы HR-службы.

  • Оптимизация целевых свойств корпоративной культуры.

  • Рост эффективности стратегических управляющих воздействий за счёт их адаптации к свойствам корпоративной культуры.

  • Определение ключевых направлений для трансформации существующей культуры по направлению к культуре более адаптивной и эффективной.

  • Сбор значимой информации о ценностном спектре системы для рабочей группы по трансформации корпоративной культуры.

Здесь вы можете заказать проведение корпоративного тестирования для исследования ценностного спектра вашей компании.

 

Вы можете оставить в комментариях свои вопросы к автору теста и команде разработчиков, напишите свои впечатления от результатов тестирования и пожелания к возможным дополнительным функциям теста.

Сам тест располагается вот по этой ссылке.