was successfully added to your cart.

На Yahoo есть группа, посвященная спиральной динамике, куда сегодня был принят Ваш покорный слуга. Теперь мы имеем доступ к актуальной, ежедневно обновляемой информации об СД из первых рук (в эту группу пишет и отвечает на вопросы Дон Бек). В файлах, доступных для участников этой группы, я нашел описание по сути терапевтической техники, использующей уровни СД в своей основе. Это первая техника спиральной динамики, которую я встречаю. Техника забавная, немного слишком американская, но заслуживает внимание. Полностью сохранен оригинальный текст (хотелось кое-что убрать, но ладно). Называется она скромно:

Домашние упражнения для развития вашей интегральной второпорядковой самости
…или используйти интегральную спиральную динамику для духовоного роста.

(Интегральный интеллект = «быть в состоянии действовать с мудростью и состраданием, сохраняя внутреннее и внешнее спокойствие, независимо от обстоятельств»)

1. Осознайте, что вы рассержены. Какого цвета уровень В ВАС только что был задействован?
2. На какой цветовой уровень вы рассердились?
3. Какое негативное мышление есть у вас об этом цветовом уровне (о том, на который вы сердитесь)?
4. Какие решения возникают в вашем разуме?
5. Можете ли вы вспомнить, почему этот уровень является ценным для общества?
6. Можете ли вы вспомнить, что есть драгоценного в этом уровне ДЛЯ ВАС?
7. Можете ли Вы рассказать новую историю, сочувствующую по отношению и к вам и к тем, кто только что рассердили вас?

©2004-2005 Conscious Pursuits, Inc. Все права защищены. За дополнительной информацией обращайтесь на сайт www.consciouspursuits.com.

Гипотетический пример вопросов и ответов:

Прекрасным днем Вы прогуливаетесь в вашем районе. Вы себя чувствуют очень спокойно один на один с миром. Деревья и цветы резонируют с Вами. Вы чувствуете, что мир — замечательное место.
Вдруг вам отпрыгиваете — свист шин, после чего автомобиль с открытыми окнами на скорости пролетает мимо Вас. Громкая музыка грохочет из автомобиля. Подростки внутри машины смеются и не смотрят на дорогу. Это школьные зоны и в жилой район. Дети играют на улице. Ограничение скорости очевидно. И все же эти подростки игнорируют ограничения для своего эгоистического удовольствия.
Ваше настроение разрушено. Вы в ярости. Где же полиция? Почему они не обеспечивают соблюдение законов? Дети могут быть убиты!
1. Какого цвета уровень ВО МНЕ только что был задействован? Ответ: Синий — уважение к порядку и правилам.
2. На какой цветовой уровень я рассердился? Красный, импульсивный, эгоцентричный.
3. Какие суждения есть у меня по поводу Красного? Эгоистичные, неуважительные, незаконные, вредные для детей и всех по соседству.
4. Какие решения возникают? Где же полиция? Эти пацаны должны быть арестованы!
5. В чем ценность Красного для общества? Красный важен, потому что без него мы не можем отличаться как личности. Нам необходимо обладать отдельным эго, с тем чтобы установить здоровые границы с другими и становиться взрослыми. Мы должны иметь эго, прежде чем мы сможем преодолеть его! И мы должны быть в состоянии защитить себя.
6. Что есть важного в Красном для меня? Красный является ценным для меня, потому что иногда возникают трудности сказать «нет», и Красныймне установить границы. Красный помогает осуществлять личную власть. И это помогает мне защищать себя, когда это необходимо. Красный является источником творчества и индивидуации. Это важный шаг на пути духовного… мы должны развивать эго, прежде чем мы сможем преодолеть его!
7. Новая история: Когда я был подростком, я думал, что я бессмертен, и все взрослые мнительно пытаются удержать меня от удовольствий. Для того меня эти правила были глупы. Подростковый возраст был болезненным в моей жизни, — я представлял собой месиво. Я разрывался между желанием быть взрослым и желанием оставаться ребенком. Я не знал об этом, но мой мозг фактически переформировался. Мой мозг действительно был месивом, как я это чувствовал! Не говоря уже об этих гормонах! УФФ! (Будьте с этим до тех пор, пока вы не почувствуете сострадание для себя в этом возрасте)

Вспоминания об этом помогают мне понять себя самого на Красном этапе и, следовательно, иметь сострадание к тем подросткам. Я по-прежнему хочу обеспечить соблюдение необходимых Синих правил безопасности в нашем районе. Я ценю Синюю дисциплину и немедленное жертвование для большего блага. Я думаю, что сообщу об этом инциденте в полицию, и наши окрестности будут проверены. Возможно, мы могли бы установить несколько лежачих полицейских или рассмотреть другие варианты, чтобы помочь детям замедлиться (здесь уместен Оранжевый логический анализ). Я могу привлечь других людей к этому (включение Зеленого), в том числе, возможно, некоторых подростков. Подростки должны быть обучены — даже если они ненавидят это — тормозить. Нам необходимо продолжать Снюю политику, с использованием нашей Оранжевой логики, и доступом к Зеленому состраданию. И мне нужно молиться, что они выживут и мы все переживем их подростковые года! (Юмористическое отношение к ситуации это, как правило, признак того, что эго осветилось!)

©2004-2005 Conscious Pursuits, Inc. Все права защищены. За дополнительной информацией обращайтесь на сайт www.consciouspursuits.com

Оригинальный файл здесь.

  • White_Wind

    Спасибо за приятную статью 🙂

    в контексте недавней публикации одной из "терапевтических техник" применения спиральной динамики в конфликтной коммуникации (название которой язык не повернется произнести, из рассылки Бека)
    подумалось, что очень похоже на то что есть тенденция (не только у Бека, но и в других предлагаемых подходах и практиках интеграции (1-2-3-4 к примеру)) в качестве терапевтического приема использовать Ассоциацию (через переходы по позициям восприятия в отношении соответствующих "частей личности") прессупозируя спонтанный рефрейминг, что помогает двигаться в направлении большей целостности и экологии…

    такой подход действительно может быть иногда для кого-то полезен и срабатывать

    и вместе с тем хотелось бы обратить внимание на то что область данной психотерапевтической симптоматики ("тень" как диссоциированные психические процессы, как правило имеет и бессознательные вторичные выгоды и частенько проявляется через психосоматику и т.д.) является областью определения изменений 2-го порядка (см. к примеру Д.Гриндер "Шепот на ветру")
    а приемы ассоциации с частыми и пр техниками 1-го порядка, будучи применяемыми к симпомам 2-го порядка, статистически дают как правило или слабые или временные или никакие результаты в изменениях (которые конечно также могут накапливаться и способствовать движению к устойчивым сдвигам) ,

    более продуктивным, надежными и обучающим наблюдается применение техник (и практик) 2-го порядка (учитывающих "позитивные намерения" симптоматики ,или другими словами функции в системе)

    примерами из нлп могут быть паттерны 6-ти шагового рефрейминга, Сущностной Трансформации Андреасов, коммуникативного Реимпринтинга, конфликтной Визуальной Интеграции, Социальной Панорамы и пр.